«Охотничье поле» неоднократно поднимало вопрос о распределении разрешений на охоту, пыталась разобраться с этим и областная прокуратура. Согласно Федеральному закону «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения. Без него охотнику в угодья ни ногой, остаётся только сидеть дома, поглаживая ствол верного ружья! Как же получить столь вожделенную «бумагу»?

По закону, выдача разрешений на охоту в закреплённых охотничьих угодьях осуществляется тем лицом, за которым они закреплены. На общедоступные охотничьи угодья – органом исполнительной власти субъекта РФ (у нас в области это Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области). Порядок выдачи и форма бланка разрешения утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23.04.2010 г. №121.

Законодатель определил, что и как выдавать, остаётся лишь один интересный вопрос: кому? Ведь добыча ограничивается лимитами, квотами, нормами отстрела и пропускной способностью охотничьих угодий. А количество желающих поохотиться (особенно на копытных) намного больше числа потенциальных объектов охоты. Здесь мы сталкиваемся с памятным по советским временам, воспетым незабвенным Райкиным понятием «дефицита». Но сей дефицитный товар нельзя просто продать, его нужно распределить.

В Законе «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», вступившем в силу с 1 апреля прошлого года, в стране с провозглашенными рыночными отношениями зафиксировано абсолютно нерыночное понятие «распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов». Порядок этого распределения устанавливается законом субъекта РФ. А методические рекомендации по распределению разрешений между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных (то бишь государственных) охотничьих угодьях, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Но такие рекомендации на федеральном уровне до сих пор не утверждены.

Тем не менее областная Дума 16 декабря 2010 года приняла Закон Тюменской области «О добыче охотничьих ресурсов в Тюменской области». Его содержание и степень соответствия федеральному законодательству вызывают множество вопросов и требуют обстоятельного обсуждения. Пока рассмотрим установленный статьёй 5 этого закона порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях.

Распределение таких разрешений осуществляется уполномоченным органом (вышеупомянутым управлением) на основании заявлений физических лиц (охотников). На первый взгляд, вроде бы всё правильно. Однако статьёй 33 ФЗ «Об охоте и о сохранении ресурсов» и приказом Минприроды от 23.04.2010 г. №121 управление имеет полномочия (и обязанность!) принять заявление, осуществить проверку его содержания и комплектности прилагаемых к нему документов, оформить и выдать заявителю разрешение или направить ему мотивированный отказ. И сделать всё это (в том числе выдать разрешение или отказ) управление обязано в течение одного рабочего дня при личном представлении заявления и в течение пяти рабочих дней при получении заявления по почте. Полномочий и обязанности по распределению разрешений у управления нет, а по выдаче – есть. Да и когда распределять, если в течение одного рабочего дня охотнику положено выдать разрешение? Здесь явное противоречие, заложенное в федеральном законодательстве, пытающемся соединить ужа рыночных отношений (плата за пользование охотничьими ресурсами, за выдачу разрешения и т.п.) с ежом пресловутого распределения. Неслучайно на федеральном уровне рекомендации по распределению разрешений до сих пор не приняты. А наша Дума, видимо, по инициативе управления, не дожидаясь рекомендаций, занялась гибридизацией пресмыкающегося и млекопитающего.

Федеральным законодательством не установлено никаких сроков для подачи, распределения и выдачи разрешений. В связи с этим правомерно ли установление областным законом срока начала распределения разрешений за 30 дней до открытия сезона охоты? По смыслу и букве федерального законодательства охотник имеет право подать заявление в любое время и на любой сезон охоты (хоть за пять лет вперёд!), и в течение одного рабочего дня ему обязаны выдать разрешение или мотивированный отказ. Когда же тут распределять?

Пунктом 6 статьи 5 областного закона установлено, что на добычу каждого вида охотничьих ресурсов физическому лицу распределяется (а значит, и выдаётся!), одно разрешение в сезон охоты текущего года. Что называется, приехали! Теперь на осеннюю утиную охоту охотник сможет получить только одно разрешение и только в один район? Такое ограничение было бы понятно (хотя и незаконно) в отношении копытных, медведей и т. п., но не в отношении массовых видов.

Получается, с принятием закона явно поторопились, и гибрид получился нежизнеспособным. Законодатели и сами это признали, установив, что порядок распределения разрешений действует до принятия методических рекомендаций. А если они будут приняты завтра? Снова нужно будет перекраивать закон? Если бы у нас в области, как в других регионах, большинство угодий было закреплено за пользователями, то и не было бы особой нужды в этом законе. Выдало бы управление по их заявкам бланки разрешений, и пользователь бы сам распределял и выдавал разрешения охотникам. И сам бы за это отвечал.

Согласно статье 2 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается на принципах участия граждан и общественных объединений в подготовке решений, касающихся охотничьих ресурсов и среды их обитания, учёта интересов населения, для которого охота является основой существования. А кто участвовал в подготовке областного закона, кроме чиновников управления, и чьи интересы, кроме интересов чиновников этого ведомства, были учтены при его принятии? А ведь документ затрагивает интересы десятков тысяч простых людей.

Михаил МАКЛЕЦОВ, председатель правления общественной организации «Тюменский областной Союз охотников и рыболовов»