В канун Великого поста хочется поговорить о таком простом, на первый взгляд, а на самом деле далеко не об «одноплоскостном» понятии, как пост.

В обществе под этим словом почему-то принято понимать воздержание в пище. Некоторые и вовсе низводят важность поста до диет. «О, есть повод похудеть!» – заикнулась в разговоре приятельница, с полной уверенностью причисляющая себя к православным, когда речь зашла о начале Великого поста». Но позвольте… Это отнюдь не «гастрономическое» явление! Давайте «уважим седину поста. Еще святые придавали ему особое значение. Так, преподобный Амвросий Оптинский писал, что «при посте плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову лезет меньше, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются». А святитель Василий Великий зрит в корень и видит пользу оного в устранении от злых дел. «Пост, – говорит он, – это добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии. Он сожитель трезвости, делатель целомудрия».

Признайтесь, в таком контексте пост даже человеком верующим воспринимается как некая аскеза, и потому теряет свою привлекательность. Вникнув в суть слова, спрятавшего в «загашники» всякие там постные блюда из морепродуктов, фруктов и прочего, как-то уж и не особенно хочется «поститься постом приятным и полезным». Полтора месяца воздержания до Пасхи – это ведь не всякий может выдержать! Но в том-то и дело, что никто «не обязывает строго соблюдать пост! Каждый постится так, как может. Послабления даются слабым (вполне уместная тавтология) в здоровье ли, в душевном ли устроении. Главное – вытерпеть хотя бы толику. Не удариться в крайности, вредные в любом случае, будь то обжорство, излишества во сне или пресыщение развлечениями.

Голословно утверждать что либо – все равно что воду в ступе молоть. Два года назад я воспринимала пост не иначе как нечто из ряда вон выходящее. Считала, что без молочных продуктов и дня прожить не могу. Но все-таки решила попробовать попоститься с сыном «за компанию». Тогда пост, конечно, воспринимался нами ущербно: все сводилось к чреву. Но и этот росток дал добрые всходы. Хватило сил выдержать постную еду не денек-другой, а до Пасхи! Но самое удивительное даже не это. Уже несколько лет страдала от бронхиальной астмы (в легкой степени), не могла спать на спине. После Великого поста о болезнях забыла. И как тут не поверить в то, что любой недуг дается нам в назидание! А вот сын не избежал крайности, правда, иного толка: чрезмерного голодания. Вычитал где-то у аввы Дорофея, что нужно потихоньку притеснять себя в пище, но извратил совет по-своему – начал недоедать. Сейчас врачи поставили диагноз – хронический атрофический гастрит. И разве пост в этом виноват? Надо правильно относиться к нему, а не «выщипывать» кусочки по своему усмотрению. И по недомыслию пользоваться ими. Вспомним, что говорит на сей счет церковь: постимся постом духовным, благоприятным Госповеди (стихира Триоди).

По мнению святителя Василия Великого, «постом мы оправдываемся перед Богом». Пост в той или иной степени покрывает наши грехи. И «надобно стараться, вспоминая их, иметь сердце сокрушенно и смиренно, не внимать чужим недостаткам и не судить оных, а более внимать своим страстям и не допускать происходить оным в действие», считает преподобный Макарий Оптинский.

Изречение, написанное давно, актуально и сегодня. Все приходит на круги своя. Все повторяется. По большому счету, пост был и остается жертвой благодарения Богу за ту великую Жертву, которую принес за всех нас Иисус Христос.

Наталья ВАЙЦЕХОВСКАЯ

Фото Тимофея ГЕРАСИМОВА