Так и хочется перефразировать старую песенку: "Летом / в узких улочках Риги / виды / рисовали тюменцы..." Какой манящей загадкой казались в былые годы города Латвии – красавица Рига, кусочек Европы со старинными мостовыми и башнями, лениво-курортная Юрмала с янтарными россыпями пляжей и долгой дорогой в дюнах. Многих и сегодня влечет к берегам седой Балтики – за нездешней красотой, исторической романтикой, за воплощением давней мечты... За вдохновением. Тюменские художники совершили путешествие в далекий Приморский край, чтобы привезти домой яркие впечатления в красках на воде.

У каждого из них есть работа – кто-то педагог, кто-то дизайнер, большинство не писали с натуры много лет, некоторые даже кисть в руки не брали. Но тяга к свободному творчеству осталась, и когда возникла идея отправиться на выездной пленэр, желающих набралось целых восемнадцать человек. Лишь семеро смелых рискнули представить свои летние творения на выставке "Пленэр в Европе-2015", которая развернулась в фойе колледжа искусств. Одним из организаторов и этого показа, и самой поездки стала Людмила Бочарникова, преподаватель, общественник и художник-акварелист.

Пригодились ее связи с культурно-историческим обществом художников Юрмалы, где гостей из Тюмени встретили по-дружески, помогли с экскурсионной программой, а по итогам пленэра устроили выставку: "Председатель общества Байба Мазере курировала нас. Она – известнейший акварелист, член художественных объединений нескольких стран Европы... В конце она вручила нам дипломы, посмотрела выставку, каждому что-то подсказала. Она-то живет в той среде, отлично чувствует и настроение, и погоду, и колорит. А мы после наших тюменских деревянных домиков... Каждый понял еще в первый день, что навыка-то пленэрного нет. Приехали вроде бы именитые художники, а тяжко нам было." В результате проснулся профессиональный азарт, захотелось расти, совершенствоваться, возникло Тюменское общество акварелистов, поклонники этой замечательной техники нашли друг друга, начали встречаться, делиться опытом...

На открытие выставки пригласили тюменского гранд-мастера акварели и пленэра Юрия Рыбьякова, чтобы тоже посмотрел, оценил, покритиковал и дал пару советов. Работать с натуры только на первый взгляд просто – мол, пишешь, что видишь. Солнце идет по кругу, и состояние природы остаётся неизменным всего пару часов, а то и минут 15-20, отмечает мэтр. Меняется освещенность, а вместе с ней тени, оттенки, сам воздух.

Людмила Бочарникова представила на выставке цветы Юрмалы – поэтичные, нежные... Так и хочется сказать – пахучие. Бумага и краска, конечно, не способны передавать запахи, и все же не оставляет чувство, что соцветья окружены облаками благоухающей пыльцы. Кажется, подойди поближе, и уловишь ароматы роз, лилий, фиалок... Алевтина Юрчак показала очарование городских улочек, тех самых, в которых слышен "топот гулких столетий". А наблюдая рассвет над морем, сумела запечатлеть целых четыре его стадии – как небо расцветает зарей, как светлеют волны, переходя от мерцания к золотистому сиянию и спокойному, почти дневному блеску на фоне бирюзы, которая все отчетливей наливается синевой. Юлия Тарусина воссоздала волшебный шарм старинной архитектуры и притягательность балтийских пляжей. Светлана Стрепетилова единственная из всех работала маслом, но сумела придать своим пейзажам легкость и воздушность акварели...

Всем картины с балтийского пленэра хороши – умелы, точны, во многих чувствуется индивидуальный стиль. На следующий год они рассчитывают снова куда-нибудь поехать.