Своим чередом шла у меня   работа над книгой об автомобилистах. В один из дней Минин скомандовал: «Едем в Исетское, товарищ писатель». И мы «запрягли» наш «мерс» в путь-дорогу.

Командовал в селе автомобилистами Александр Белоногов, общественник и председатель районной Думы. Полтора века назад историк и этнограф Николай Абрамов писал, что «тюменцы живого характера, расторопны, трудолюбивы, смышлены». Вполне зримо открылось мне это в Исетском.

Встретились с Белоноговым в кабинете. Заметно окая, начал он рассказывать о делах предприятия:

– Был у нас руководителем Алексей Морошкин. Предприятие образовалось от омского «Сельхозтранса» 13 мая 1938 года. Подчинялись областному Автотресту.

Показывая на фотографии в солидном фолианте по истории предприятия, продолжает:

– Вот бывшая контора, деревянная. Вот старинные деревянные гаражи, сараи. (Этим всем Морошкин и командовал). Вот те, кто ушёл на фронт. Вот ветераны…

Читаю текст.

«Возили зерно из глубинных пунктов, сельхозпродукты. Отправляли машины в командировки на вывозку леса. Горючего не хватало, электричества не было. Станки и машины работали на энергии своего движка. Машины в основном были ГАЗ-АА, полуторки, ГАЗ-42, газогенераторные и бензиновые, работали на дровах и на бензине. Создавалось предприятие на базе Красногорской, Архангельской и Исетской МТС. Рабочих было мало. Люди трудились по 8-12 часов. Всего 70 человек…».

Наконец, война позади. Но оставила она свой след и на жизни предприятия.

– Вот наш послевоенный коллектив, – говорит Белоногов. – Тут наш будущий директор Иван Зуев. Ветераны, живые еще, Николай Матишев, мой отец Николай Белоногов.

– С какого года вы на руководящей должности? – интересуюсь.

– С 87-го. 22 года отработал. Сестра Зоя Николаевна работает диспетчером. Словом, сформировалась династия Белоноговых!

– А ветеранов на предприятии много ли работает? – спрашиваю.

– Коллектив небольшой, но дружный, сплоченный временем, – отвечает мой собеседник. – Более 20 лет работают 70 человек.

– Любопытно, как и в военную пору?..

– Да. А вот в 70-е годы было 250 человек и 120 машин. В 1976 году открывали первое автобусное движение. Транспорт общего пользования благополучно прошел через перестройку.

– А вот на этом снимке, – продолжает Белоногов, – сад: яблони, вишни…

– Сад остался?

– К сожалению, не сохранили.

– Как же так?

– Стройка пошла, место нужно было.

– Вы, как чеховский вишневый сад, его порешили под корень. Это плохо…

Смутил я начальника, но тот подал надежду:

– Подумываем об аллее ветеранов. Не вишневый сад, конечно, но уже кое-что. Кстати, вот снимок в саду. Иван Савич со всеми. А это старая кузница. Тут уже новые автомобили пошли. А вот водомаслогрейка.

– Постройка старообрядческого типа .., – замечаю.

– И столярка такая же здесь была, – дополняет Белоногов. – Ведь сторонка-то у нас староверская.

– Наша сторонка! Да, об Иване Савиче расскажи подробнее…

– Родился он в 1928 году в семье крестьянина. Окончил семь классов. Пришел работать в автохозяйство слесарем. В 43-м сдал на права, работал шофером, с 46-го до 53-го года был в Исетской МТС.

– Сейчас жив?

– Нет, похоронили три года назад. А вот здесь, – показывает Белоногов, – автомобили собственного производства – Урал, ЗИС-351 на три с половиной тонны. Мы переделали их, увеличили грузоподъемность. Изобретение для подъема тяжестей тоже наше.

– И кто же ваши Кулибины?

– Василий Фомичев, Петр Рейнпель, Петр Васильевич Фомичев, Петр Чашков. Приспособление для разгрузки с машин сыпучего груза опять же сами придумали. Тут занималась бригада сварщиков под руководством Казарина.

– В 73-м построено здание автостанции, в 97-м – здание конторы. Появились новые гаражи, мастерские, котельная, кузница, сварочный цех, – перебираю я снимки.

– В 67-м году в Исетском районе было получено всего лишь два автобуса. А через десять лет – уже 32. В 76-м автобусами перевезено миллион 281 тысяча человек. В 77-м открыт новый автобусный маршрут Тюмень–Курган–Исетск, – выдает Александр Николаевич информацию.

– Кем ты работал тогда? – пытаю «Вергилия Исетского разлива».

Тот смущается:

– Комсомольско-молодежной бригадой руководил. Работал на ЗИЛе-130. А еще был секретарем комсомольской ячейки.

– Ясно. Тебе сам Бог повелел быть запевалой молодежных инициатив. На сколько процентов выполнял норму?

– На 150-180 процентов. Возили днем силос, а вечером наростки на борта снимались, грузили зерно и – на элеваторы.

– Огнем-колесом все крутилось?

– Мы ж комсомольцы были! – улыбается.

– Ясно, почему норму перевыполнял. Любовь?

– На уборке с девушкой познакомился. Люба у нас товароведом была. Свадьбу сыграли в 1978 году.

– В комсомольском темпе.

– Время обязывало. Еще что хочу сказать о том времени? Комсомольско-молодежные бригады – это прекрасно. Они людей подымали на труд, на освоение передовых методов работы. Пригласили нас как-то на заседание круглого стола в Тюмень. Поговорили о работе, об отдыхе. По распоряжению облисполкома нам выделили автомобили «Жигули», мотоциклы. Мы гордились, что нас отметили. На лобовом стекле нарисовали красные звездочки за определенное количество перевезенных тонн. Каждую декаду по звездочке прибавлялось!

– Семья-то у вас большая?

– Старшая дочь Елена закончила госуниверситет, экономист. Средний сын Дмитрий – юрист, трудится на Ялуторовском авторемзаводе. Ну, и заскребышек, Сергей, с 88-го года. Думаю, что пойдет по стопам отца. Сейчас учится на 4 курсе Тюменского нефтегазового университета.

– На предприятии у вас молодежь есть?

– А как же! Мы на нее в автохозяйстве ставку делаем. Пассажирский транспорт приходит – молодых принимаем. Добрую технику им даем. Но и ветеранов не забываем. Больше 30 человек у нас имеют звание «Почетный транспортник».

– Скажи, за счет чего живет ваше предприятие? Сколько люди получают?

– Средняя зарплата 12-14 тысяч рублей. Задержек по выплате нет. Средства получаем от администрации. Правительство Тюменской области, департамент автотранспорта нас поддерживают.

– Крепко стукнул вас кризис?

– Полугодие отработали стабильно. Договоры выполняем в полном объеме. Так что, можно сказать, кризис, слава Богу, обходит нас стороной…

– Как тучка грозовая?

– Без дождей, по крайней мере…

– И еще вопрос. Что читаешь? Этот тест у меня как рифма.

– Районные газеты, стихи, прозу (на военную тему). Читал бы больше, но много времени забирает производство. Да и имеется подсобное хозяйство. А еще я председатель Исетского сельского поселения. Второй созыв председатель районной Думы на общественных началах. На селе осуществляем две программы – «Молодой специалист» и «Молодая семья».

Рассказал Белоногов, что побывал у них заместитель главы правительства РФ Виктор Зубков, посмотрел, как расходуются федеральные средства. Все показали ему – понравилось.

Уезжали мы из Исетска с легкой душой.