ПРОБЛЕМА 

Какую роль играет в жизни современной молодёжи Интернет и как он влияет на формирование подрастающего поколения? Какие у этого влияния позитивные и негативные стороны? С такими вопросами я обратился к священнику, преподавателю воскресной школы и отцу троих детей протоиерею Дмитрию КЛИМОВУ. 

Мой собеседник начал с того, что выделил наиболее значимые аспекты жизни современного молодого человека. По мнению Дмитрия, их четыре: 

– Во-первых, это общение, потому что ни в каком другом возрасте люди не способны так легко и быстро сходиться, заводить знакомства и друзей. Второе, что свойственно молодым людям, – это поиск. В самом широком и глобальном смысле – поиск смысла существования, поиск жизненных целей, ориентиров и задач. Именно в молодости человек, как правило, выбирает направление, в котором он будет двигаться дальше. Третье, что характеризует этот возраст, – творчество, через которое происходит самовыражение. Не случайно почти все в юности пишут стихи или пытаются проявить свою индивидуальность и свои способности какими-то иными способами. В значительной степени это связано с проявлениями нормального, здорового эротизма, когда молодой человек ищет внимания со стороны противоположного пола. И четвёртый важный аспект молодости – чувство одиночества. Все или почти все в юности проходили через период одиночества. И я полагаю, что это тоже нормально. 

Как считает Дмитрий, под влиянием этих четырёх факторов преимущественно и формируется личность молодого человека. И влияние Интернета особенно ярко и зримо проявило себя в сфере общения. Для многих молодых людей сейчас взаимное общение начинается в Сети, а зачастую ею же и заканчивается, ограничиваясь чатами, лайками и смайликами. Конечно, старшее поколение тоже общается в Интернете, иногда не менее активно, чем молодёжь. Но принципиальная разница здесь в том, что у людей более зрелого возраста характер и мировоззрение уже выработались и сложились, а вот у «юношей, обдумывающих житьё», они только складываются, находятся в процессе становления. И формирование это, в отличие от предыдущего поколения, происходит под колоссальным влиянием Интернета. 

Если каких-то двадцать лет назад среда, в которой существует молодой человек, создавалась стихийно, под воздействием бесчисленного количества обстоятельств, и зависела от того, в каком городе и районе жил подросток, его окружения в школе, дворе и т. д., то есть факторов, по большей части от него не зависящих, то сейчас он получил возможность сам выстраивать свою среду обитания. В соответствии со своими собственными интересами, вкусами и предпочтениями. Только не в реальном мире, а на просторах Интернета. 

В таком положении дел есть, без сомнения, немало плюсов и положительных сторон, но, если присмотреться внимательнее, то можно увидеть и негативные моменты. Ведь коммуникация между людьми всегда подразумевает конфликты. Не бывает такого, чтобы друзья не ссорились и не имели каких-то разногласий, иногда достаточно острых. Не говоря уже о возлюбленных или, тем более, муже с женой. Нельзя сказать, что это плохо. Конфликт – это способ приспособления человека к другим людям. И важен здесь не сам факт конфликта, а выход из него, посредством которого человек учится, делает выводы и накапливает опыт межличностного общения и жизни в социуме. 

Но это в реальной жизни. А как конфликты происходят в Интернете? Там эта проблема, как правило, решается просто удалением оппонента из числа друзей-«френдов» или его «забаниванием». «Нет человека – нет проблемы». И дальше продолжаем жить уже без надоевшего траблмейкера. Всё очень просто – не надо преодолевать конфликт, не надо приспосабливаться, пытаться понять, искать компромисс… 

Проблема в том, что метод «забанивания» проецируется и на обычную, повседневную жизнь молодых людей. У которых и без того сейчас затруднено общение в «офф-лайне». Слишком легко они стали рвать отношения со своими друзьями и близкими под воздействием этой привычки. Так же легко будут прекращать отношения и в будущем браке. Может быть, это одна из причин, обусловливающих ужасающую статистику разводов? Если это так, то прогнозы и тенденции в этом отношении самые неутешительные. 

От темы общения Дмитрий переходит к его антиподу – одиночеству: 

– Я считаю, что одиночество очень важно для формирования характера и духовной жизни молодого человека. Человеку всегда необходимо в какие-то моменты побыть наедине с собой, а в молодом возрасте – особенно. Оказаться как бы в закрытом от внешнего мира «яйце», в котором происходит формирование новой жизни, новых целей и смыслов. Но происходит оно только в том случае, если цела скорлупа «яйца». Если же её целостность нарушится, то всякая жизнь там прекратится, и зародыш будущего прекрасного лебедя погибнет. 

И вот Интернет – самый большой враг такого возвышающего одиночества. Потому что, как правило, одиночество – это то, чего испытывать не хочется. Стоит только человеку почувствовать себя хотя бы в самой малой степени одиноким, как руки его тут же, рефлекторно, тянутся к гаджету, с тем, чтобы раствориться на просторах Сети и тем разбить свою «скорлупу». И всё – только начавшие формироваться внутренняя теплота и рефлексия уже рассеялись, выветрились. И этот фактор тоже окажет очень серьёзное влияние на людей, чьи характеры сейчас только формируются. 

С одиночеством, по мнению Дмитрия, неразрывно связан и процесс творчества – тоже одна из черт молодости. Как священник, он уверен, что человек – творец по определению, таким он был задуман Богом, который, сам будучи Творцом, наделил творческими способностями и своё создание. Причём акт творчества совершенно необязательно должен выражаться в искусстве, любая наша идея или мысль – это тоже творчество. Главное, чтобы они были индивидуальны и неповторимы. 

Но полноценно творить можно только будучи вхожим в сокровищницу мировой культуры. Люди, не знакомые с наследием Пушкина или Цветаевой, вряд ли сами смогут сотворить что-то достойное. В лучшем случае, сочинят какой-нибудь рэпчик. С одной стороны, Интернет в этом здорово помогает, давая возможность ознакомиться с трудами предшественников. Но с другой стороны, наряду с плодами истинного творчества там содержится колоссальное количество графоманской и бездарной «шелухи» (по аналогии с «белым шумом» Дмитрий называет её «эстетическим шумом»). И молодому человеку иногда бывает сложно отделить зёрна от плевел. 

И последний из рассматриваемых аспектов – поиск. Здесь, на первый взгляд, всё достаточно ясно и позитивно. Поиск и Интеренет сейчас – чуть ли не синонимы. Как Ленин и Партия у поколения отцов. Перед пользователями Интернета не стоит проблема ходить в библиотеки, искать в справочниках, обращаться к кому-либо за советом… Достаточно просто забить запрос в поисковую строку. И нет необходимости что-либо запоминать, поскольку волшебная палочка-выручалочка, которая называется «Гугл», всегда под рукой. 

Здесь Дмитрий совершил небольшой экскурс в историю, чтобы сравнить, сегодняшнее положение дел с прошлым: 

– До изобретения книгопечатания у среднего человека был очень ограниченный доступ к информации. Даже образованные люди могли позволить себе владеть лишь небольшим количеством книг, а многие вынуждены были обходиться одной. Чаще всего это была Библия или святоотеческие писания (если речь идёт о европейцах). Люди читали эту книгу всю свою жизнь, зачастую знали её наизусть, и, разумеется, сами формировались под влиянием этой книги, созревая под воздействием определённых идей, сюжетов и мыслей. 

Сейчас же нет потребности и стимулов усваивать что-либо глубоко. Пользователь Интернета, сталкиваясь с какой-нибудь информацией, не осмысливает её и не анализирует, а делает себе «зарубку» на память, и идёт дальше, за новыми сведениями, в которые тоже не станет особо вникать. Интернет переполнен низкокачественной информацией, потому что буквально каждый считает своим долгом выложить плоды своих размышлений в Сеть, во всеобщее пользование. Начиная читать какой-либо текст, не имеешь никакой гарантии, что представленная информация окажется достоверной. 

Наверное, уже в скором времени появится и будет преподаваться такая дисциплина, как Интернет-гигиена. Иначе человеческий мозг не сможет справляться с водопадом непрерывно обрушивающейся на него информации, следствием чего неизбежно станут нарушения психической деятельности, душевные болезни и преждевременная деменция. Выход один – учить человека правильно ориентироваться в потоках информации, чтобы не доводить тот «компьютер», что находится у нас в черепной коробке, до «сбоев» и «глюков». 

Впрочем, мы уже сейчас ограничиваем потоки информации, модерируя наши новостные ленты в социальных сетях, чтобы отсеивать побочное и неинтересное. Вероятно, впоследствии появятся новые, более эффективные технологии и возможности оградить себя от ненужного контента, и делать это будем уже не мы, а сам Интернет, подстраиваясь под наши индивидуальные особенности. 

– Но вернёмся к теме поиска, – продолжает Дмитрий. – В духовном, разумеется, смысле этого слова. Поиск предполагает нахождение какого-то пути, который человек избирает для себя и двигается по нему дальше. И в этом аспекте «информационный шум» Интернета, без сомнения, влияет на неокрепшие души негативно, «заглушая» поиск путей, поиск смыслов, поиск Бога. В связи с этим вспоминаются книжные развалы девяностых годов, где православная литература стояла в одном ряду с книгами по протестантизму, индуизму, буддизму, сайентологии, эзотерике… А в Интернете сейчас «заблудиться» ищущему духовного пути человеку несоизмеримо проще, чем на этих развалах, потому что количество информации по различным духовным практикам, которую можно найти в Сети, огромно. Вполне вероятно, что такие люди станут сами конструировать эклектичные, гибридные модели «духовности», выстраивая под себя, индивидуально. Начнётся такой вселенский экуменизм, рядом с которым современный нью-эйдж покажется «цветочками». 

– И как же православные христиане собираются выходить из этой ситуации?- спрашиваю я. 

– Какого-то одного универсального рецепта, наверное, не существует. На мой взгляд, главное – не идти на поводу у «духа времени» и не пытаться мимикрировать, подстраиваясь под сиюминутные вызовы. Потому что они всё равно, так или иначе, будут опережать наше под них приспособленчество. Вера не должна вступать в конкуренцию ни с Интернетом, ни с культурой, ни с наукой, ни с чем-либо иным земным и мирским. Потому что Христос занимает в душе и сердце верующего такое место, которое не сможет заменить ничто другое. 

Роман БЕЛОУСОВ