ПО ПОВОДУ

В декабре прошлого года на сайте региональной Общественной палаты было размещено письмо ООО «Тюмень Водоканал», в котором сообщалось, что «реализация мероприятий Концессионного соглашения по разведке и строительству нового скважинного водозабора на Калиновском, Заморозовском и Понизовском месторождениях приостановлена».

Реконструкция действующего водозабора, выяснилось, потребует значительно меньших капитальных и эксплуатационных затрат, чем строительство нового на расстоянии 80 километров от Тюмени и сооружение магистральных водоводов до Метелевских водоочистных сооружений. Объем инвестиций, запланированный на разведку и строительство указанного скважинного водозабора, будет перераспределен на другие мероприятия, направленные на реконструкцию и модернизацию оборудования по очистке воды и сточных вод. Информацию подтвердили в администрации города.

– Эта победа общественниковэкологов, по своей значимости не уступающая созданию Лесопаркового зелёного пояса вокруг областного центра, заслуживает того, чтобы рассказать о прецеденте подробнее.

В конце 2016 года Общественная палата Тюменской области (ОП ТО) инициировала проверку решения органов публичной власти от 18 апреля 2013 г. о переводе централизованной системы водоснабжения Тюмени исключительно на подземные источники. Следовало проконтролировать, учтены ли рекомендации ученых и общественников, принятые на июньском заседании Комиссии по экологической безопасности.

В ходе мониторинга, организованного в рамках ФЗ «Об основах общественного контроля», состоялись общественные слушания, где была принята следующая резолюция:

«У граждан и научной общественности вызывает беспокойство намерение органов власти перевести питьевое водоснабжение города исключительно на подземные источники. Международный опыт водопользования показывает, что следует применять сбалансированное водопотребление (50% – за счет подземных источников, 50% – за счет поверхностных), так как подземные воды – это стратегический запас.

Использование подземных вод из источников, расположенных в непосредственной близости от эпицентра подземного ядерного взрыва «Тавда», может привести к радиационному и химическому заражению территории и негативно повлиять на уровень заболеваемости населения, способствовать росту онкологических болезней.

Вследствие изношенности водопроводной сети перевод централизованного водоснабжения на подземные источники в любом случае не решит вопрос обеспечения населения качественной питьевой водой. Кроме того, при использовании предлагаемой технологии водоочистки на новом подземном водозаборе качество воды по содержанию кремниевых кислот не будет соответствовать требованиям СанПина.

Схема водоснабжения и водоотведения разработана в нарушение действующего Генерального плана Тюмени, которым не предусмотрен переход водоснабжения города исключительно на подземные источники.

Необходимость в сооружении еще одного подземного водозабора отсутствует. Соответственно, запланированные на эти цели 12 млрд рублей (с НДС) целесообразнее использовать на модернизацию двух существующих водозаборов (Метелёвского и Велижанского) и ремонт распределительных водопроводных сетей.

Полный переход на подземные источники и отказ от использования поверхностных не только научно и экологически не обоснован, но и приведет к еще большему загрязнению реки Туры. Поэтому перевод водоснабжения областного центра исключительно на подземные источники вряд ли может быть охарактеризован как рациональное природопользование.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь основными принципами охраны окружающей среды, установленными ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», участники общественных слушаний рекомендуют органам власти:

Пересмотреть принятое решение о переводе водоснабжения г. Тюмени исключительно на подземные источники, как не соответствующее требованиям общественной, экологической безопасности, а также надежности системы централизованного водоснабжения.

Обсудить столь значимое по степени своего воздействия на окружающую среду и здоровье населения решение, как перевод водоснабжения города исключительно на подземные источники, с общественностью.

Отложить утверждение Схемы водоснабжения и водоотведения до получения результатов обсуждения с населением и проведения оценки воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Поддержать Рекомендации Комиссии по экологической безопасности ОП ТО о принятии кардинальных мер, направленных на улучшение водоснабжения населения Тюменской области, утвержденных 23 июня 2016 г. на заседании указанной Комиссии».

После направления резолюции во властные структуры, депутатам областной и городской Дум, в прокуратуру, СМИ были сделаны запросы в Управления Росприроднадзора и Роспотребнадзора, а также в ведущие профильные научные центры России: в ПАО «Росатом», Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены имени П.В. Рамзаева, НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина и другие.

Ответы компетентных организаций подтвердили обоснованность доводов тюменских общественников-экологов.

Так, в специальном отчете НИИ радиационной гигиены говорится: «Как считают специалисты ЗАО «ВНИПИпромтехнологии», продолжение эксплуатации Велижанского водозабора, расположенного в районе проведённого мирного ядерного взрыва «Тавда», может привести к перераспределению потоков подземных вод и поступлению радиоактивной воды из центральной зоны взрыва к забоям эксплуатационных скважин, осуществляющих водоснабжение города Тюмени и прилегающих районов. Естественно, это обстоятельство позволяет считать объект «Тавда» потенциальным источником опасности. Несанкционированное бурение в зону воздействия подземного ядерного взрыва может стать причиной радиоактивного загрязнения земной поверхности и водоносных горизонтов».

В ответе государственной корпорации «Росатом» указывается, что «согласно акту первичной регистрации радиоактивных отходов от 28.11.2014 г. № 67/593 имеется решение об отнесении объекта использования ядерных зарядов в мирных целях «Тавда», расположенного на территории Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области, к категории пункта хранения особых радиоактивных отходов. Данное решение основывается на результатах исследований с учётом особенностей объекта…».

Убедившись в справедливости своих доводов, Комиссия по охране окружающей среды ОП ТО 21 декабря 2017 г. направила коллективное заявление в прокуратуру Тюменской области, в котором, в частности, говорится:

«Несмотря на возражения экологов-общественников и граждан, 23 октября 2017 г. было принято постановление администрации г. Тюмени № 699-пк «О заключении концессионного соглашения в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город Тюмень без проведения конкурса», а 1 декабря 2017 г. чиновниками было инсценировано проведение так называемого «публичного мероприятия», в рамках которого были обсуждены вопросы развития системы водоснабжения и водоотведения города Тюмени посредством заключения концессионного соглашения.

…Подписание вышеуказанного Концессионного соглашения должно быть отложено, так как оно основано на Схеме водоснабжения и водоотведения, утвержденной в 2016 году с нарушением действующего законодательства… Нарушено несколько основополагающих принципов: не проведена оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду; от принятия решения были отстранены население и общественные организации; реализация Схемы и Концессионного соглашения приведет к нерациональному природопользованию; в Схему и проект Концессионного соглашения заложено нарушение требований СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. (по предельно допустимому содержанию кремния), а также требований, установленных п. 1 главы V Водной стратегии РФ на период до 2020 г. (по сокращению потерь воды).

…В связи с тем, что неоднократные обращения в органы местной власти, в региональные органы Роспотребнадзора и Росприроднадзора остаются безрезультатными, просим:

Принести протесты на постановление администрации города Тюмени № 295-пк от 20 сентября 2016 г. «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город Тюмень до 2040 года» и постановление от 23 октября 2017 г. № 699-пк «О заключении концессионного соглашения в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город Тюмень без проведения конкурса».

Внести представления об устранении нарушений закона, предусматривающие обязать органы власти организовать проведение оценки намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду указанных Схемы водоснабжения и Концессионного соглашения.

Внести представление об устранении нарушений закона, предусматривающее требование о проведении геоэкологической реабилитации объекта «Тавда».

Дать оценку действиям чиновников, направленным на имитацию проведения «публичного мероприятия », состоявшегося 01 декабря 2017 г.».

Кроме того, реализация Схемы и Концессионного соглашения в предлагаемом виде привела бы к неэффективному использованию бюджетных средств.

В марте 2018 г. из Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры поступил ответ. В нем отмечается, что в подземных водах Велижанского водозабора, а также месторождений подземных вод, использование которых предполагается в целях водоснабжения города Тюмени, наблюдается превышение предельно допустимой концентрации кремния (II класс опасности). Доводы о необходимости выполнения работ по оформлению специального горного отвода мирного ядерного взрыва «Тавда» являются обоснованными. Этим должна заниматься эксплуатирующая организация, но она в ходе проверки не установлена. Однако «природоохранной прокуратурой будут приняты меры в целях установления эксплуатирующей организации и обеспечения исполнения вышеуказанных требований законодательства…».

В сентябре 2018 г. группа общественного экологического контроля Общественной палаты Тюменской области сделала запрос в природоохранную прокуратуру с просьбой проинформировать, как реализуются мероприятия, о которых шла речь в письме ведомства. В октябре был получен ответ: «Информации о проектировании специального горного отвода (охранного целика) объекта «Тавда» в природоохранной прокуратуре не имеется, эксплуатирующая организация не установлена».

…Вопрос оставался открытым. Но мы не успокоились. Недаром говорят, что вода камень точит. Нас поддержали члены регионального Общероссийского Народного Фронта, в свою очередь обратившиеся за поддержкой в Центральный штаб ОНФ. Кроме того, в свои «Общественные предложения», направленные в адрес губернатора Тюменской области, они включили инициативу – пересмотреть решение о переводе централизованного водоснабжения города исключительно на подземные источники.

Семилетние усилия общественниковэкологов увенчались успехом. Самая крупная за последние 30 лет потенциальная экологическая опасность для 800-тысячного населения Тюмени ликвидирована. Мы намерены продолжить общественный контроль за внесением соответствующих изменений в Концессионное соглашение и выполнением требований, указанных Тюменской природоохранной прокуратурой.

НА СНИМКЕ: река Тура.

Альберт ФАХРУТДИНОВ, председатель Группы общественного экологического контроля Общественной палаты Тюменской области, член Регионального штаба Общероссийского Народного Фронта

Тимофей ГЕРАСИМОВ /фото/