НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Бедствия вселенского масштаба (наводнения, пожары, войны, эпидемии, техногенные катастрофы и т.п.) несут разрушения, утрату материальных ценностей и гибель тысяч людей. Но в то же время дают бесценный опыт выживания, запускают процессы, некогда дремавшие в обществе или едва наметившиеся.

Катализатором ускорения цифровизации в нашей стране стала коронавирусная пандемия. Это тот случай, когда говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло. Ушедший 2020 год показал важность цифровых технологий не только для профессионалов IT-сферы, но и для повседневной жизни граждан.

Всем нам памятна осень, когда область накрыла вторая ковидная волна; когда отчаявшиеся люди пытались дозвониться в «скорую», поликлинику, стационар, чтобы получить помощь – и не могли. Медучреждения не справлялись с потоком звонков. И только благодаря новым информационным технологиям удалось изменить жуткую картину недозвонов. Создание единой горячей линии на основе IР-телефонии позволило справиться с ситуацией, избежать паники.

В короткие сроки в Тюмени был также запущен сервис «Бронирование койко-мест». Система онлайн-мониторинга и учета (это, кстати, первый опыт в РФ) давала возможность не допустить рассинхронизации действий при интенсивной работе.

– Бригада, работая по вызову, могла тут же сориентироваться, в какой моногоспиталь или стационар везти пациента для госпитализации, более того – забронировать место для конкретного больного, – рассказала на прессконференции по итогам 2020 года директор департамента информатизации Тюменской области Мария Рудзевич.

Огромную популярность получили сервисы, связанные с образованием, особенно школьным. Они не отличались особой динамкой с точки зрения функциональной, но запрос на них был невероятно высоким. Дистанционное обучение сегодня не ругает только ленивый. Да, оно имеет много изъянов технического и психологического характера. Тем не менее учебный процесс не прервался.

Пандемия обнажила слабые места – нехватку компьютеров для школьников и учителей, отсутствие необходимой техники для занятий с возможностью воспроизведения звука и видео, дефицит программного обеспечения для доступа к удаленным серверам. Согласно национальной программе «Цифровая экономика», 97% домохозяйств страны к 2030 году должны иметь широкополосный доступ к Интернету и устойчивый сигнал связи.

– Требованиям методики по расчету данного показателя сегодня отвечают 96% населенных пунктов нашей области. Мы хотим добиться, чтобы качественный Интернет доходил до каждого дома, до каждой квартиры, – поделилась планами Мария Рудзевич. – В прошлом году мы подключили к высокоскоростному Интернету 439 социально значимых учреждений в 200 населенных пунктах, в числе которых школы, ФАПы, полицейские участки, избиркомы (проект Министерства цифрового развития). В плане 2021 года предусмотрено около 400 таких объектов, а это 130 населенных пунктов, где проживает порядка 150 тыс. человек.

Национальная программа «Цифровая экономика РФ» реализуется в нашем регионе с 2019 года по пяти направлениям. Одно из них – «Цифровое государственное управление». Тюмени повезло: в 2020 году область приняла участие в пилотном проекте Минкомсвязи России по внедрению на базе Единого портала государственных и муниципальных услуг платформы обратной связи с гражданами.

Через виджеты на сайтах органов власти субъектов РФ и местного самоуправления можно подать обращение по широкому спектру вопросов – от уборки в подъезде до строительства дороги; участвовать в опросах, голосованиях и общественных обсуждениях по благоустройству территории, реконструкции, землеиспользования. Виджеты связаны с Единым порталом госуслуг. О результатах рассмотрения жалобы пользователи могут узнать в личном кабинете.

Сервис, объединяющий все инструменты общения органов власти с гражданами, прошел тестирование и теперь запускается на территории всей Российской Федерации. Платформа позволит унифицировать работу с гражданами, ускорить время реагирования на обращения и принять меры для решения проблем. Покончить с волокитством, чиновничьим бюрократизмом… Не об этом ли мы мечтали? Кстати, у народа есть возможность оценить полученный ответ по пятибалльной шкале.

В рамках цифровой трансформации госуслуг сократились сроки выдачи разрешений на охоту с пяти дней до пяти минут. Наличие охотничьего билета, данные об оплате взносов, сведения о квотах в муниципалитете на отстрел того или иного вида зверя, дичи – всё проверяется в автоматическом режиме. Заявка либо одобряется, либо отклоняется. Результаты публикуются на сайте госохотдепартамента Тюменской области.

Как по мановению волшебной палочки оформляются разрешения на перевозку пассажиров в такси. И таких примеров несть числа. За 2020 год было оказано в электронном виде 5,4 млн услуг, требующих принятия решений, и более 30 млн – информационных.

Событием года можно считать запуск мобильного приложения «Виртуальный консультант 72». Программа, в которой применены нейротехнологии, способна распознавать человеческую речь и подробно отвечать на вопросы пользователей. Искусственный интеллект консультанта пригодился, когда в марте началась эпидемия и МФЦ были закрыты.

– Мы не потеряли ни одного клиента, потому что при обращении в МФЦ на звонок отвечал промобот. Он заменил почти 30 одновременно работающих операторов, – поделилась новшеством Мария Рудзевич. – Сведения информационного характера выдавались быстро и безошибочно. Более 90% звонивших оценили работу виртуального консультанта положительно.

Продолжая разговор о проекте «Цифровые технологии», нельзя не упомянуть о таком сервисе, как IT-навигатор. Он аккумулирует все меры поддержки в этом направлении. После короткого анкетирования система сама подбирает гостю портала ту меру поддержки, на которую он может рассчитывать. Причем навигатор включает как региональные, так и федеральные меры помощи.

Мы живем в цифровом мире, он стал абсолютной частью реального. «Цифра» делает нашу жизнь комфортной, мобильной, динамичной. Однако с новыми информационными продуктами надо уметь обращаться. Навыки работы в Интернете не должны быть только привилегией ITспециалистов. Именно из-за цифровой малограмотности родителей в период дистанционного обучения возникало много трудностей. Говорят, что в Тюмени каждый десятый не умеет пользоваться даже электронной почтой.

На приобретение практических навыков и повышение компетенций у жителей региона направлен проект «Кадры для цифровой экономики». Ключевой момент здесь, по словам Рудзевич, способность работать с информацией, объем которой увеличивается в геометрической прогрессии. Каждый человек должен уметь не только получать информацию, но и оценивать ее достоверность, анализировать надежность источников, а не слепо доверять, словом – включать критическое мышление. Надо учить детей не просто базовым навыкам работы в Интернете, а правилам поведения в киберсреде. И тогда мы сможем обеспечить свою информационную безопасность, способность жить в цифровой реальности и не потерять при этом человечность.

Ольга РАДУТНАЯ