БЕСЕДЫ СО СВЯЩЕННИКОМ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОТДЕЛА ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ ПРОТОИЕРЕЙ ГРИГОРИЙ МАНСУРОВ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ

– Многие люди часто проводят довольно продолжительное время в командировках или путешествиях. Можно ли исповедоваться по Интернету, если духовный отец далеко?

– Можно. Апостол Павел писал письма с наставлениями христианам в других городах – Риме, Коринфе, Фессалониках, Иерусалиме… Те, в свою очередь, писали ему, отвечали на заданные вопросы. Феофан Затворник, сидя в затворе в своём монастыре, тоже вёл духовные беседы по переписке. Тогда, конечно, переписка велась другим способом – на пергаменте или бумаге, сейчас появились другие средства связи, но суть от этого не изменилась. Такое «заочное» общение – очень древняя практика в Церкви. Нет никаких препятствий и для того, чтобы исповедовать таким способом грехи.

Иногда даже на исповеди в храме, чтобы в волнении что-нибудь не позабыть, люди заранее записывают свою речь на листке бумаги, с тем, чтобы в присутствии священника её зачитать. А бывает, если, например, плохо видят, просто передают ему этот лист, чтобы тот прочитал исповедь и произнёс разрешительную молитву. Кстати, особенно актуальна такая практика стала в этом году, в условиях пандемии коронавируса. Так почему же не делать то же самое по Интернету. Это, конечно, для нас не совсем привычно, потому многим кажется отступлением от правил. Но принципиально каких-либо препятствий для того, чтобы совершать исповедь удалённо, нет.

Здесь, как и во всём остальном, главное – чтобы не доходило до абсурда, когда, допустим, человек перестаёт ходить в храм, а только пишет батюшке письма. Если подобное входит в практику без самой большой на то необходимости, это неправильно. Верующий должен вести полноценную церковную жизнь.

– Но в наше время далеко не все верующие имеют возможность вести церковную жизнь полноценно – многие живут и работают в слишком напряжённом темпе. Что лучше для работающего человека: реже приходить в храм и стоять всю службу или забегать почаще, но ненадолго?

– Это каждый должен решить для себя сам, потому что подход в каждом случае требуется индивидуальный. Можно обратиться с таким вопросом к духовнику.

Но верующий должен правильно расставить для себя ценности и приоритеты. Да, безусловно, человеку нужно работать. Хорошо бы – на одной работе, которая приносит удовлетворение и достаточный доход. Но иногда случается так, что приходится работать и на двух. Но это максимум. То есть теоретически можно, наверное, работать и в четырёх местах, а при этом ещё и таксовать по ночам, но на практике не получится. Человек устроен так, что ему нужно спать и отдыхать. И это некое указание на то, что мы должны знать меру в своих заботах.

Три с половиной тысячи лет назад была дана заповедь – шесть дней трудись, а один день посвяти Господу Богу твоему. Это было во времена, когда люди, не сумевшие добыть достаточно пищи, могли умереть от голода. У них не было ни соцпакетов, ни пенсий, ни детских пособий, ни гуманитарной помощи. И всё-таки ещё тогда они находили возможность отвести один из дней в неделю Богу. Такую заповедь получил ещё пророк Моисей на горе Синай, но она продолжает оставаться актуальной поныне.

В наше время от человека требуется даже не целый день. Церковная служба продолжается полтора часа, самое большее – два. А остальной день – твой. После службы можно и постирать, и приготовить пищу, и съездить на дачу, и покататься с детьми на лыжах.

– А на какие службы христианин должен ходить обязательно?

– На воскресные утренние богослужения. В городских храмах бывают две такие службы. Так что если человек хочет провести весь день с семьёй, он может сходить на раннюю, которая начинается в шесть утра или в полседьмого. И вернуться домой уже к завтраку.

Кроме того, следует обязательно посещать службы по великим церковным праздникам. Причём Пасха – это воскресный день, а Рождество – официальный выходной. Если же какой-то другой праздник выпадает на будний день, можно посетить храм накануне вечером. Когда человек работает вахтами, в удалённой местности, и совсем не имеет возможности сходить в храм – он может взять молитвослов, икону и помолиться самостоятельно.

– Если человек в молитве просит прощения грехов у Бога, то прощает ли Он? Если да, то зачем тогда идти к священнику и исповедовать грехи на исповеди? Если же нет, тогда какой смысл просить об этом, например, в ежедневном молитвенном правиле?

– Есть разные уровни молитвы и покаяния. Мы исповедуемся посредством священника потому, что не можем быть сами себе судьями. Ведь суть исповеди в том, чтобы признать себя виновным. Когда же мы начинаем судить сами себя, то слишком часто находим себе оправдания. Говорим, что не было другой возможности, что так делали все, и тому подобное. И это очень вредит покаянию.

Покаяние и исповедь требуют, чтобы мы стыдились своих грехов. Мы же чаще всего не чувствуем присутствия Бога, когда исповедуем Ему грехи, и потому не можем стыдиться перед Ним. Следовательно, нужен кто-то зримый, кому мы, преодолевая стыд, можем поведать о своих прегрешениях. И этот момент очень важен. На исповеди человек в некотором смысле должен испытывать психологический дискомфорт, желать перемен и говорить себе: «я больше не должен грешить».

Хотя, к сожалению, бывают и такие люди, которые перечисляют свои грехи через запятую, совершенно не стесняясь – пил, курил, изменял жене… Особо не раскаиваясь и, возможно, зная, что будут делать это снова. Ценность такой исповеди, скажем прямо, невысока. Но, тем не менее, само присутствие человека на исповеди – это возможность для священника подобрать ключик к его душе, найти слова, которые, может быть, повлияют на него и подвигнут к настоящему, истинному раскаянию.

Святые сравнивали дьявола с вором, который приходит тайно, ночью, и крадёт под покровом темноты. Но стоит включить свет, обнаружить его присутствие и крикнуть: «держите вора», и он тут же обратится в бегство. Таким светом для человеческой души, от которого бежит дьявол, и является покаяние перед священником, когда человек, преодолевая стыд и дискомфорт, рассказывает самое неприятное и постыдное про себя. Когда человек пережил этот стыд, то намного больше шансов, что он больше не повторит то, в чём раскаивался. Вот поэтому так необходима исповедь священнику.

Роман БЕЛОУСОВ