АКТУАЛЬНО

ПОПРАВКИ ГАРАНТИРУЮТ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Предложения по корректировке национальных проектов «Образование» и «Наука» были рассмотрены 21 октября на заседании Координационного совета при Общественной палате РФ по национальным проектам и народосбережению.

Заместитель секретаря Общественной палаты РФ, председатель Координационного совета Александр Галушка напомнил, что это тот случай, когда необходимо отталкиваться от поправок к Конституции РФ, которые гарантируют государственную поддержку науки и образования.

Представляя результаты мониторинга исполнения нацпроектов, аудитор Счетной палаты РФ Дмитрий Зайцев рассказал, что экономический кризис, связанный с пандемией, внес свои поправки в сроки реализации и стратегические цели этих нацпроектов и вскрыл рисковые зоны. По его мнению, необходимо полное переосмысление достижений и показателей нацпроектов и особое внимание к таким темам, как развитие цифровой инфраструктуры, повышение квалификации преподавателей в части цифровых компетенций, развитие системы непрерывного образования.

Первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушко отметил, что ведомство произвело корректировку нацпроекта «Образование». В частности, в нем появился новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ», а в рамках развития системы дополнительного образования в городских школах планируется создание технопарков «Кванториум». Будут продолжены уже зарекомендовавшие себя федеральный проект «Успех каждого ребенка», направленный на выявление и поддержку талантливой молодежи, и пилотный проект «500+», нацеленный на повышение качества образования: в 2020–2021 году в него войдет 10 тысяч школ.

Большое внимание ведомство уделяет профессиональному мастерству педагогических работников и управленческих кадров: «Мы планируем выстроить единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников, руководящих кадров общего образования, которая должна обеспечить их сопровождение на протяжении всей профессиональной деятельности и должна быть интегратором существующих механизмов», – заявил он.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию высшего образования и науки Михаил Погосян поделился результатами опроса общественного мнения о ходе реализации национального проекта «Образование», организованного Общественной палатой РФ. Выяснилось, что с целями и задачами нацпроекта ознакомлена только половина опрошенных. Респонденты назвали три самых важных федеральных проекта в составе нацпроекта – это «Успех каждого ребенка», «Современная школа», «Поддержка семей, имеющих детей». Но такие большие по объемам финансирования проекты, как «Молодые профессионалы» и «Экспорт образования», известны мало: «Это говорит о том, что нужно более широко и публично освещать цели и задачи нацпроекта». По мнению работодателей, поделился Погосян, 91 процент выпускников вузов не обладает необходимыми навыками, а 25 процентов получают избыточное образование.

Среди ключевых задач системы образования – подготовка будущих технологических лидеров, готовых работать на переднем крае науки и технологий, и формирование следующего поколения инженеров-инноваторов, изобретателей, технологических предпринимателей, способных осуществить технологический рывок и занять лидирующие позиции на зарождающихся мировых высокотехнологичных рынках, напомнила Наталья Кравченко, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности.

Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло придает большое значение вопросам воспитания и духовного становления школьников.

Руководитель портала Superjob. ru Алексей Захаров убежден, что надо сконцентрироваться на проблемах начального образования, решив их, обратиться к средней школе и только после этого заняться высшим образованием: «Процесс обучения сегодня выстроен так, что уже среднее образование получает полностью “убитую” аудиторию – в плане отношения к получению образования».

Юлия Оглоблина, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий, утверждает, что сельские территории особо не ощущают пользу от реализации рассматриваемых нацпроектов. Она также выделила ключевые аспекты, в соответствии с которыми координационный совет представит рекомендации по корректировке нацпроектов «Образование» и «Наука». Это: необходимость ранней диагностики для раскрытия способностей и таланта ребенка; отдельное внимание к роли учителя в жизни школьника; поддержка различных форм самоорганизации; особые подходы к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также к образовательным организациям в сельских территориях; преодоление невосприимчивости экономики и общества к инновациям и низкой эффективности российских исследовательских организаций.

НА СНИМКЕ: прием граждан.

По материалам Общественной палаты Тюменской области