СРЕДА ОБИТАНИЯ

Мой хороший знакомый из Санкт-Петербурга – чиновник довольно высокого ранга – участвовал в научно-практической конференции дорожников в Екатеринбурге. Мероприятие завершилось поздно. Куда деваться? Разве что в гостиницу. Приятель нашел альтернативный вариант: сел на скорый поезд и приехал в Тюмень. Исключительно ради того, чтобы своими глазами посмотреть знаменитую набережную Туры.

Меня будить друг постеснялся, все-таки проистекала вторая половина ночи. Он сам справился. Уже из Питера звонит автору:

– Дело шло к рассвету, но народу на объекте было прилично – в основном молодежь гуляет. Парочка целовалась у штурвала на мосту Влюбленных. Гостю города позволили порулить «кораблем». Отсюда взял курс на международный аэропорт Рощино: есть прямой рейс до берегов Невы. Набережная мне понравилась, нахожусь под впечатлением. Спасибо! Молодцы!

Тебе, товарищ Стас Донин, спасибо за оценку. Это я говорю как человек, причастный к моменту. Да, исходил, облазил фронт работ АО «Мостострой‑11», рассказывая о деятельности монтажников, бетонщиков, мастеров и прорабов холдинга. Репортажи, корреспонденции, очерки своевременно публиковала родная газета «Тюменская правда».

Вообще, объект до сегодняшнего состояния строился 14 лет. И что имеем? Уникальное сооружение в четырех уровнях – такого в России больше нет нигде. Проект учитывает сложный рельеф правого берега с перепадом высот в 22 метра. Каждый год во время весеннего половодья нижняя часть набережной затапливается, но уже к июню все ступени становятся доступными для прогулок. Протяженность набережной составляет 4 километра.

Тут и там отливают на солнце золотом изящные фигуры скульптурных групп. Тянутся вверх мраморные лестницы. Веют прохладой струи каскадного фонтана. Плиты в центральной части гранитные – это под ногами. А вот на стене размещено множество памятников и барельефов, по которым можно изучать историю древнего купеческого города. Жизнь набережной Туры – оживленная и насыщенная событиями в любое время дня и в любое время года. Рано утром здесь занимаются любители бега, уличной гимнастики и скандинавской ходьбы, днем на набережную выходят родители с детьми и влюбленные пары, а вечером в хорошую погоду здесь проходят массовые гуляния. Летом горожане и гости города плавают вдоль набережной на теплоходах по реке, катаются на роликах и электросамокатах, просто сидят у фонтанов и наслаждаются восходами и закатами, зимой – катаются на коньках, лепят снеговиков и просто гуляют.

Тут, на набережной, проходят концерты, фестивали, смотры, шествия, митинги… Не так давно здесь праздновали День города: Тюмени исполнилось 434 года – основана наша столица в 7094 году от сотворения Мира в Звездном Храме, то есть по славянскому календарю. Парни и девушки пели, плясали, танцевали до утра, несмотря на коронавирус.

А вот раздается:

– Горько!!! Раз, два, три… сорок… У-р-раа!

Это молодожен принес невесту на руках на палубу моста Влюбленных. После долгого горячего поцелуя под аплодисменты подружек и шаферов новая ячейка общества идет к парапету моста, чтобы на ажурной конструкции навесить крутой амбарный замок.

Таков обычай, извечная свадебная традиция. Традиция не только русская, но и мирового масштаба. Помнится, классик заметил:

«Это мост Мильвио! Отныне и впредь ему суждено стать мостом Влюбленных! Сказано – сделано. Кинувшись рысью домой, писатель сочинил страницу, на которой Степ и Джин восходят на мост и, остановившись у третьего фонаря, клянутся в вечной любви. И в качестве залога таковой – нет, не обмениваются обручальными кольцами, а окутывают фонарь цепью и навешивают на нее замок. Ключ от замка бросают в бурные воды Тибра».

Сколько брошено ключей в бурные воды Туры, автору неведомо. Зато имеется абсолютно точная статистика по замкам. Обслуживающее мост Влюбленных МУП «Тюменьгормост» ежегодно срезает с металлических конструкций сооружения 20 тонн замков. А куда денешься, перегружать пролеты запрещено! Пока что мост тянет. Вот молодые вешают замок, а буквально в двух шагах от «фронта работ» расположился тот самый штурвал, с которого мы начали повествование.

Матчасть монтировал непосредственно на месте электросварщик МО‑36 Измаил Раенбаков, бывший речник. Газета рассказывала о нем в одном из последних номеров. Почему бы не повториться о приятном: недавно Измаил награжден Почетной грамотой губернатора А. Моора. Слово другу:

– Объект имеет второй титул – Корабль Любви. Под определенным ракурсом переход с пилоном и вантами и впрямь смахивает на парусный корвет. Для большей убедительности в специальной нише установили штурвал – лично приваривал к «палубе». Штурвал самый настоящий. А стоящая поблизости швабра – железная имитация. Здесь проходит первый конкурс молодоженов насчет того, кто станет рулить семьей. Старт дан: новобрачные – муж и жена – дружно бросаются к рулевому колесу, забыв о том, что на корабле должен быть и юнга со шваброй. Не каждому дано возглавлять совместное хозяйство. Увы, рутина иногда сводит любовь ниже ватерлинии. Начинаются дрязги…

Ни секунды не сомневаюсь, пока выводились эти строки, обменялась кольцами не одна пара. В прошлом году в столице области зарегистрировано около 12 тысяч браков. Совет да любовь!

Но вернемся на набережную. Над барельефной стенкой из-за старинных купеческих палат каменных «выплывает» бронзовое изваяние парохода «Основа». В натуре судно было построено в Тюмени в 1838 году. История повествует:

«Пароход «Основа» приобрел надворный советник А. Ф. Поклевский-Козелл. И под его флагом 2 мая 1843 года первое самоходное судно отправилось в свой первый рейс от Тюмени до Тобольска. Рейс этот продолжался целых пять суток и шесть часов. На всем протяжении плавания первый пароход встречали на берегах толпы народа. Тысячная публика собралась на берегу Иртыша, когда «Основа», тяжело шлёпая колесами по воде, показалась на виду белокаменного Тобольского кремля». Речной флот Тюмени гордится славной историей. Писатель Глеб Успенский отмечал:

«Для проезжающих, кроме всех удобств, на пристани гг. Игнатова и Курбатова устроены даровые помещения, нумера и общие комнаты, где приезжий может жить в ожидании парохода бесплатно. Этого нигде не встречал и не видел. Но опять-таки повторяю: самое лучшее и самое важное, что только есть в Тюмени, это именно «переселенческий пункт». Все, что касается этого сложного дела, все поставлено здесь хорошо. Правильно, добросовестно и дельно.

Пароходная набережная превосходна: снабжена всеми удобствами для нагрузки и выгрузки товаров. Для рабочего и проезжающего подъездные пути удобны, вымощены, словом. Все сделано вполне хорошо».

Чего уж, до сих пор в бассейне Оби воды бороздили исключительно парусники. Пароход изладили на верфях – рукой подать от Императорского причала. Верфи затем превратились в крупный судостроительный завод. Здесь в советское время спустили на воду очень много «корветов», даже плавучие электростанции. В смутное время 90-х хозяева предприятия, братья Метельские, не сумели (не захотели) сохранить завод.

Коль скоро находимся на реке, понятно, не можем не сказать о судоходстве. Ну, уже почтили память прапрапрадедушки лайнера. Взглянем на современные плавсредства. Они бегают по Туре туда-сюда под Кораблем Любви. Красиво! Бегают, земляков катают. Но, на мой взгляд, не надо этим заниматься – утверждаю как дипломированный флотский специалист. Потому что линия Тюмень – Тобольск похерена из общей схемы водных путей сообщения РФ. А раз так, нет плавучих и береговых знаков, лоцманские карты отсутствуют, дноуглубительные работы не ведутся.

Значит, все держится на совести судовладельцев, то есть спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Помнится, смотрели сквозь пальцы на греховную эксплуатацию теплохода «Булгария» на Волге. Потом петух клюнул – ушел лайнер с пассажирами на дно. Только тогда стали искать виновных. Может, одумаемся?!

Едва дописал абзац, как в сетях выплыло сообщение: в центре города Вологда на одноименной реке затонул прогулочный теплоход, точно такой же, как на Туре. Случилось это 22 августа в 18.09. На борту находились 25 человек, в том числе ребенок. Слава ангелам-хранителям и МЧС, всех спасли.

… Будем считать, правый берег Туры в границах областного центра обустроен неплохо. Хотя, конечно, у совершенства нет границ. Полным ходом обустраивается берег левый. По контракту объект должен быть сдан в эксплуатацию в марте следующего года. По сложившейся традиции, генподрядчик – АО «Мостострой‑11» – наверняка управится раньше.

Свои услуги по дальнейшей разработке концепции набережной Туры предлагает архитектурное бюро, созданное французским урбанистом Эдуардом Моро. С точки зрения городской администрации, рассматривается идея функционального обустройства: кинотеатр на воде, концертная площадка, деревянное покрытие с лежаками для отдыха, а также скалодром. А какой бы вы хотели видеть набережную?

Юрий МАШИНОВ /фото автора/

НА СНИМКАХ: за штурвалом; в честь первого туринского парохода «Основа».