РАССКАЖУ ПРО СОБАК
Расскажу про собак – постоянных спутников охотников. Если я когда-нибудь заведу себе четвероногого помощника для охоты, это будет лайка.
Однажды довелось мне с напарником поехать на охоту в Пермский край. Последний отрезок пути до охотничьей базы добирались на УАЗ-буханке, которую за нами прислали. Долго ли, коротко ли – приехали. Оказалось, что там построена вполне себе приятная база: классический домик с одним окошком, полатями и маленькой печкой. Снаружи стол и скамейки, а еще банька! Это же круто: после леса попариться, а потом окунуться в ледяную воду прудика. Да-да, они запрудили ручеек от родника, и получился неплохой водоемчик с чистейшей ледяной водой.
Вот там я впервые увидела собак, о которых можно только мечтать. Это были собаки охотоведа, конечно же, лаечки. В первый же день я отпросилась пойти посвистеть рябчика. С меня взяли честное слово, что с дорожки сходить не буду, чтоб потом меня по лесу не искать. Рябчика в тех местах полно, отойдя метров 30, я уже высвистела первого неудачника.
Иду дальше по заросшей лесовозной дороге, посвистываю, вдруг вижу: впереди неспешно так ковыляет глухарь. Вот это удача! Но у меня только семерка, мелкая дробь. Перезаряжаться некогда, решаю просто подбежать к нему поближе. И ведь получилось! Пока глухарь понял, что я приближаюсь, пока сообразил, что можно нырнуть с дороги в кусты, я уже была от него на верный выстрел.
Тащить с собой тяжёлую птицу нерационально. Подвесила глухаря в развилку березы и пошла дальше. Иду, довольная. Вдруг навстречу по дороге что-то движется. Встала, смотрю, а это заяц. Неспешно так прыг-прыг мне навстречу. А за ним так же неспешно лайка, и такое ощущение, что она его направляет в мою сторону. Не догоняет, не лает, а просто трусит от него метрах в пятнадцати. Только я взяла ружье наизготовку, собака встала, посмотрела на меня – и в сторону: стреляй, мол, я не мешаю. Вот так мы добыли зайца.
А уже в другой раз с охотоведом и двумя лайками мы шли посмотреть следы – первый снежок выпал. Идем по просеке, собаки впереди. И вдруг одна из них делает бросок под пихту и возвращается с рябчиком в зубах. Поймала. Хозяин забирает этого рябчика, лучшую часть тушки берёт себе, остальное – собаке. Лайка в момент съедает свою долю – и снова в поиск. Бросок – и второй рябчик у нее в пасти.
– Смотри, – говорит охотовед, – сейчас Дана учить будет, как рябков ловить.
И правда, Дана встала, смотрит на Динку, как будто приглашает: вон же он, давай! Та кидается, рябчик фрр – улетел. Снова елка, и снова рябчик улетел. И вот, наконец, поймала, довольная, начала его есть. Дана зарычала, хозяин подошел, отнял у неё птицу, грудку взял себе, остатки вернул Динке. Я впервые такое видела.
Он и рассказал, как такое вышло. Сломался снегоход, все продукты в избушке, идти далеко. Стемнело. Остался в лесу, развёл костёр. И тут Дана приносит рябчика. Разделили с ней ужин: хозяин грудку над костром поджарил, а собака съела остатки. Так и повелось. Сейчас Дана учит этому остальных.
Вот такие собаки.
Татьяна ЕГИАЗАРЯН