Тебе, потребитель! 

– Мой холодильник проработал 2,5 года и перестал морозить. Обратился в сервисный центр. Там сказали, что данная неисправность является производственным браком и не подлежит ремонту. Гарантия закончилась, но ведь производитель заявляет: срок службы холодильника 10 лет. Есть ли у меня шансы поменять его на новый?

Олег Власов, г. Тюмень

– В соответствии с п. 6 статьи 19 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае выявления существенных недостатков в технически сложном товаре (в вашем случае – недостаток явно существенный) потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации) или импортеру требование о безвозмездном устранении таких недостатков. Но только если докажет, что они возникли до момента покупки. Заключение о том, что в случившемся нет вашей вины, может дать независимый эксперт.

Указанное требование может быть предъявлено, если дефекты обнаружены спустя два года после передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение 10 лет со дня передачи товара в случае неустановления срока службы. Если требование не удовлетворено в течение 20 дней или обнаруженный изъян является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить иные, предусмотренные п. 3 статьи 18 Закона, требования. Или же возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

– Недавно приобрела автомобиль «Лада Калина», а в один прекрасный день он не завелся. В салоне не отказываются от ремонта, но предлагают доставить к ним неисправный автомобиль за свой счет. Правы ли работники салона?

Анна Ютюжева, г. Тюмень

– Доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг для гарантийного ремонта осуществляется силами и за счет продавца (п. 7 статьи 18 Закона).

Если дилер отказывается прислать эвакуатор, то вы можете сделать это самостоятельно. Обязательно сохраните документы об оплате услуг эвакуатора.

Пока дилер будет ремонтировать автомобиль, напишите претензию в 2-х экземплярах, в которой потребуйте оплаты ваших расходов. Один экземпляр вручите дилеру (не забудьте к претензии приложить копии документов, подтверждающих сумму расходов), а второй, где дилер должен поставить отметку о получении, оставьте себе. Сохраняйте свой экземпляр претензии, пока не разрешится конфликт. Он может потребоваться, если придется обращаться в суд, как доказательство нежелания нарушителя ваших прав добровольно удовлетворить ваши требования.

– Я купил в подарок жене дорогие фирменные часы, но они ей не подошли: форма не понравилась, да и браслет оказался неудобным. Можно ли сдать такие часы, если они не были в употреблении и после покупки прошло 5 дней?

Андрей Печерских, г. Тюмень

– Покупатель имеет право обменять или сдать товар надлежащего качества, но не подошедший ему, в течение 14 дней со дня приобретения (ст. 25 Закона).

Однако Закон оговаривает, что таким правом нельзя воспользоваться, если покупка входит в перечень непродовольственных товаров, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный.

Что касается наручных часов, то магазин может отказать в обмене или возврате денег, если часы электронные. Эта покупка подпадает под пункт 11 Перечня: «радио­электронная аппаратура».

Часы, браслет или циферблат которых украшены элементами из драгметаллов и (или) драгоценными камнями, магазин также вправе не принимать у потребителя, поскольку, согласно пункту 9 Перечня, качественные изделия из драгоценных металлов и изделия со вставками из драгоценных камней обмену и возврату не подлежат.

А вот кварцевые или механические часы без ювелирных «изысков» можно смело сдавать! Заявляя продавцу, что часы вам не подошли, ссылайтесь на предусмотренные Законом причины возврата товара надлежащего качества. В вашем случае это могут быть неподходящая форма, габариты или расцветка.

Имейте в виду, что продавец вправе предложить вам товар для замены. Только если подходящего вам варианта в магазине не окажется, можно настаивать на возврате уплаченных денежных средств.

По Закону, требования потребителя о возврате денег подлежат удовлетворению в течение трёх дней.

Гюзель ФЁДОРОВА, специалист отдела по защите прав потребителей

департамента потребительского рынка администрации г. Тюмени