В последнее время в прессе можно встретить много рассуждений о импортозамещении, развитии отечественного машиностроения. И в этой связи сквозит озабоченность низким качеством подготовки специалистов.

Из последних публикаций обратила на себя внимание статья в «Тюменской правде» «Инженер – значит «думающий» Николая Чупиро. Материал заинтересовал меня озабоченностью проблемами образования. Образование, как и экономика России, находится в глубокой стагнации. Автор приводит пример с ТюмГУ, который ряд руководителей региона пытаются позиционировать как базовый вуз региона по инженерному образованию и предлагают организовать при нем политехническую школу. Я готов согласиться с этим.

Действительно, инженерное образование требует серьезной поддержки со стороны ТюмГУ. В общеобразовательных учебных заведениях нужны учителя физики, химии, математики. Именно физика наряду с математикой, химией и черчением является основой для подготовки инженера. В Тюменской области наметился серьезный дефицит учителей. Кто подготовит учителей физики и математики? Может быть, нефтегаз или строительный университет? Кто должен решать эту проблему, которую в 2014 году проявили провальные результаты ЕГЭ по физике и математике в Тюменской области? Из абитуриентов, имеющих результаты ЕГЭ 200-300 баллов, только 10% подтверждают свои знания по итогам первой сессии.

В основе проблемы, считаю, лежит государственный образовательный стандарт среднего общего полного образования. Так, в выпускном классе всего два часа в неделю отведено физике, пять часов – математике и один час – химии. Ошибочным считаю деление предметов в системе среднего образования на «обязательные» (математика и русский) и «необязательные» (по которым не нужно сдавать ЕГЭ). В результате учебные заведения среднего общего образования очень много времени занимаются натаскиванием на ЕГЭ по «обязательным» предметам, мало внимания уделяя системному изучению материала, особенно по «необязательным» предметам. Поэтому для поступления в вузы школьники вынуждены посещать дополнительные занятия по предметам. Естественно, за отдельную плату.

Автор вспоминает о советских временах. Качество инженерного образования тогда базировалось, как, кстати, и во всем цивилизованном мире, на крепких отраслевых сообществах (министерствах). Хорошая теоретическая подготовка подкреплялась системой сквозных практик, которые невозможно было обойти. Подготовку кадров, начиная от рабочего и заканчивая инженером, руководители предприятий считали элементом технологической цепочки своих предприятий. В крупных отраслевых объединениях легко решались вопросы качественной подготовки будущих инженеров по рабочим профессиям, причем бесплатно для студентов. Сегодня большинство предприятий не могут себе этого позволить. А попытки вузов дать рабочую профессию за свой счет натыкаются на санкции прокуратуры, налоговиков и финнадзора (нецелевое использование средств). В результате каждый студент пытается решить вопрос получения рабочей профессии по профилю своей будущей специальности за свой счет в учебных заведениях, зачастую очень сомнительного качества, в соответствии со своими финансовыми возможностями.

Кто и как восстановит эти технологические цепочки? Эта стратегическая задача государства по возрождению отраслей экономики на новой технологической и организационной основе требует тактических решений по поддержанию реального сектора экономики, введения единых жестких правил для предприятий отрасли по воспроизводству кадров. К сожалению, по оценкам экспертов, часть уникальных технологий и производств утеряна безвозвратно и восстановлению не подлежит.

Автор приводит ошибочные сведения о том, что не более 5% студентов института транспорта занимается техническим творчеством через проект «Формула Нефтегаз». Скажу, что это уникальный для Тюменской области международный технический проект, инициированный студентами института транспорта, кафедры сервиса автомобилей и технологических машин, втягивающий в себя студентов вузов и колледжей Тюменской области. Это междисциплинарный проект, в котором принимают участие студенты разных специальностей – от конструкторских, машиностроительных, сервисных, эксплуатационных до экономических и гуманитарных. Проект перерабатывает в год сотни школьников и студентов. Безу-словно, для подобных проектов нужна опора в виде технических кружков, секций по техническим видам спорта для школьников. К сожалению, их осталось очень мало. Поэтому нефтегазовый университет планирует создание Дома технического творчества для школьников.

Проект «Формула Нефтегаз» возник не на пустом месте. Подготовкой для него был конструкторский клуб кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» (АТХ), картинг-клуб института транспорта, конкурс «ИнТраИзобретатель», проводимый для школьников.

Конструирование болидов не единственное направление технического творчества для студентов в институте транспорта. В студенческих научных кружках вместе с преподавателями решаются проблемы конструирования строительных и дорожных машин на кафедре «Транспортно-технологические системы» (более 15 запатентованных изобретений либо полезных моделей на изобретения с участием студентов в год). Среди них комплексы машин для строительства снеголедовых дорог, снегоплавильные машины, комплексы для мониторинга грунтов, фундаментов и оснований сложных инженерных объектов в инженерно-геологических условиях нашего региона и т.д.

Студенты кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» (ЭАТ) пытаются решить проблемы тюменских пробок через ходовую лабораторию по обследованию транспортных потоков и улично-дорожной сети. Моделируют дорожные ситуации с помощью самых современных в мире программных комплексов, участвуют в обследовании пассажиропотоков и проводят исследования по оптимизации маршрутной сети городского пассажирского общественного транспорта. Проектируют самые современные интеллектуальные системы управления транспортными потоками.

Студенты-трубопроводчики разрабатывают технологии, устройства и оборудование для повышения эффективности транспортировки нефти и газа. Будущие бакалавры-технологи сварочного производства экспериментируют с оптоволоконными лазерами. Результаты этих работ ежегодно докладываются на студенческих конференциях, публикуются в различных изданиях. Кстати, они очень востребованы на производстве, о чем свидетельствуют системы грантовой поддержки студенческого технического творчества со стороны многих предприятий.