РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ 

В нашей стране тысячи учебных заведений, цель каждого из них – дать человеку образование. Но давайте спросим себя: отвечают ли современные образовательные учреждения той цели, к которой призваны, верный ли смысл вкладывается в современном обществе в понятие образования? 

Что такое образование? Чтобы ответить на этот вопрос, я приведу строки из статьи «Вопросы жизни» известного нашего мыслителя и хирурга Николая Ивановича Пирогова, опубликованной еще в 1856 году. Эпиграфом к первой редакции статьи является следующий диалог. 

– К чему вы готовите вашего сына? – спросил меня кто-то. 

– Быть человеком, – отвечал я. 

– Разве вы не знаете, – сказал спросивший, – что людей, собственно, нет на свете? Это одно отвлечение, вовсе не нужное для общества. Нам нужны негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди. 

Очень узнаваемо и в наше время. Цель современного образования – создать специалиста, а не воспитать человека. Но в допетровскую эпоху у нас в России не было такого. Мы, прежде всего, воспитывали человека, а потом встали на рельсы западной модели образования и начали образовывать специалиста. При таком подходе ценится не человек, а его данные: таланты и способности, то есть мера его полезности обществу, ценность человека сводится к его функции. 

Но можно спросить: какие, например, таланты и способности у 80-летней больной старушки? Никаких. Но она – драгоценнейший человек, она мать, любимая своими детьми. А какая от нее польза обществу? Никакой. Она не специалист, и ей еще пенсию нужно платить. Ницше хорошо выразил западную модель понимания образования, сказав: «Больной – паразит общества». Вот это суть такого образования, которое воспитывает специалиста, а не человека. Человек ценен только до тех пор, пока он может приносить какую- то пользу: обществу, государству, предприятию и т.д. Уменьшается уровень полезности, истощается и ценность самого человека. И некогда чрезвычайно востребованный человек может окончить дни свои в безвестности. Таких примеров множество. 

Без центральной мысли: в чем смысл образования, и кого мы образовываем – наши образовательные труды могут обратиться против нас, то есть против общества, против самих воспитателей. В криминальных хрониках всё чаще можно слышать о совершённых подростками преступлениях, причём эти преступления часто сопровождаются какой-то избыточной, излишней, неоправданной жестокостью. А ведь эти ребята учатся в школе, получают образование. То есть знания сами по себе не имеют абсолютной ценности. Почему? Потому что без должного воспитания в процессе образования на каком-то этапе может быть утрачено самое главное: человечность в человеке. 

«Острота проблем воспитания молодого поколения обусловлена рядом причин, в том числе таких, как бесконтрольность потоков информации в условиях глобализации общественных процессов. Сегодня мы часто сталкиваемся с открытой пропагандой распущенности нравов, культа насилия, индивидуализма и прагматизма. В образовательный процесс порой бездумно и безосновательно внедряются зарубежные модели образования, а значит, и воспитания. При этом вместо межкультурного диалога, направленного на выработку современного мировоззрения и учитывающего российский культурный менталитет, происходит навязывание «американской» системы ценностей и жизненных установок в российскую действительность. 

Налицо наличие острой проблемной ситуации, которая заключается в отсутствии философски обоснованной современной концепции воспитания в системе отечественного образования» (Т.С. Косенко «Социально-философский анализ проблем воспитания в современной России»). 

Образование происходит от слова образ. Вот в этом и заключается весь вопрос, какой образ созидается в процессе образования. Можно воспитать человека с большой буквы, а можно – антисоциальное существо. И чем больше такой человек знает, тем больший урон он может нанести обществу. Сколько, например, нужно иметь знаний, чтобы взломать сейф или угнать машину, изобрести атомную бомбу или изготовить синтетический наркотик, от которого потом погибнут тысячи людей, как правило, молодых? Нашу страну сегодня буквально захлестнула эпидемия зависимости молодёжи от таких синтетических наркотиков, часто их употребление заканчивается летальным исходом. А ведь создавали этот наркотик талантливые, образованные химики! 

Под образованием нужно понимать создание человека, а не бездушного специалиста, способного использовать полученные знания во вред и себе, и окружающим. Достигнуть же этой цели, то есть воспитать настоящего человека, можно только тогда, когда в основе образования будет лежать вопрос о смысле жизни, о предназначении человека, о той ответственности, прежде всего нравственной, которую он должен нести за совершаемые им действия и поступки. 

Вопрос о смысле жизни – это не пустые слова. Все больше и больше в нашей стране и в странах Европы растет число самоубийств. И главная причина этого трагичного явления – потеря смысла жизни. Современное образование не даёт человеку целостного знания о смысле и цели его бытия. А ведь образование именно к этому и призвано: дать молодому человеку не просто набор каких-то знаний, а целостное мировоззрение, наполненное чётко сформулированными и обозначенными ценностными ориентирами и отвечающее на главные онтологические вопросы: кто я, откуда я и зачем я? 

Система образования в нашей стране носит светский характер, и в этом главная, по моему мнению, причина отсутствия в этой системе правильного воспитательного элемента. Поскольку ценностные ориентиры должны быть сверхмотивированы. Невозможно объяснить молодому человеку, исходя из реалий только материального мира, необходимость формировать из себя высоконравственную личность. Высоконравственный образ жизни всегда связан с какими-то ограничениями: нельзя воровать, пьянствовать, прибегать к нецензурной лексике, бросать жену с детьми, грубить, лезть без очереди, выбрасывать из машины мусор на дорогу, обманывать, оскорблять, причинять насилие окружающим, ставить на первое место личные интересы, список этот можно продолжать долго. А ограничивать свои интересы, свои привычки и наклонности, отказываться от чего-то своего в пользу другого человек, особенно – молодой, может только тогда, когда есть альтернатива, сверхмотивация. Эмпирический мир, то есть мир пяти наших чувств, не может предоставить таких мотиваций. Конечность бытия обессмысливает все человеческие усилия и часто толкает человека на самые безрассудные поступки. Зачем мне придерживаться высокой морали, если меня завтра не будет? Вот эта чисто земная философия выражена в краткой фразе, которую уже много лет интегрируют в сознание нашей молодёжи средства массовой информации: «Бери от жизни всё!» О какой уж тут нравственности может идти речь при такой жизненной установке. Максимальное количество благ из этой жизни за столь короткий промежуток отпущенного нам земного существования можно выжать, только «идя по головам других». 

Таким образом, хотим того или нет, мы должны осознать, что тех мировоззренческих ресурсов, что может предложить сегодня система образования, в крайней степени недостаточно для того, чтобы сформировать из учащегося высоконравственную личность, имеющую верную иерархию ценностей и умеющую подчинять какие-то низшие потребности высшим идеалам. Необходимо отходить от чисто утилитарного подхода к процессу обучения и создать модель образования, наполненную мудростью народной педагогики, построенную на традиционных вечных ценностях, таких как честь, долг, верность, ответственность, благородство, чистота, сострадание, жертвенность, великодушие и т.п. Важно прививать обучающемуся осознание того, что ответственность за совершаемые действия и нравственная оценка всей его жизни не ограничивается только лишь границами физического мира, но простирается и за них. 

Священник храма Всех Святых г. Тюмени иерей Николай СУШКОВ