Не Америка построила дороги, а, наоборот, дороги – Америку. Так говорят. Вообще-то президент Рузвельт планировал создать в Штатах сеть хайвеев, но война помешала. Затем Дуайт Эйзенхауэр посмотрел на автобаны Германии и поразился: отдельные магистрали, проложенные во времена Гитлера, служат больше полувека. Европа почти двести лет назад при строительстве дорог отказалась от применения песка и щебня, потому как сыпучие материалы способствуют образованию колейности.
Далее без статистики не обойтись. Дорожная сеть РФ в целом насчитывает 1396 тыс. км, Китая – 1800, США – 6400. При этом площадь РФ – 17,1, Китая – 9,6, США – 9,4 млн кв. км. Делаем выводы.
Да, территория РФ в два раза больше «штатовской», а протяженность дорог вчетверо меньше. Но учтем: 75 процентов отечественных земель расположено в зоне вечной мерзлоты, а северная граница США проходит по широте наших Сочи. Стены в «штатовских» домах почти картонные, а какие деньги отстегивают россияне для утепления жилья?! И ведь надо еще выкроить рубли для дорожного строительства.
Вот в таком разрезе мы беседуем с заместителем генерального директора АО «ТОДЭП» Алексеем Павловым. Не так давно в регионе завершился горячий – летний – сезон, идет не менее жаркая для трассовиков пора: борьба с метелями и снежными заносами, гололедом… Но еще чуть-чуть – и снова магистрали позовут вперед. И тут не помешает нам передовой опыт. Тюменец Леонид Михайлин вернулся из-за океана. Вот его рассказ:
– Американская трасса уложена в виде сложного «гамбургера». Сначала под нее выбирают около метра грунта. Потом послойно с трамбовкой отсыпают подушку из гравия, песка и глины, поливают водой и раствором хлорида кальция или известковым раствором. Затем снова рыхлят и опять трамбуют. В результате получается подушка, которая удерживает в себе постоянный процент воды, и при эксплуатации дороги не проседают. На следующем этапе укладывается двойной слой плотного асфальта толщиной в 5–7 см. Тем самым, во‑первых, готовится ровная поверхность для укладки бетона, а во‑вторых, он служит гидроизоляцией и не позволяет воде затечь под бетон через термические швы. После этого укладывается арматурная сетка, и бетоноукладчик заливает этот участок дороги 30-сантиметровым слоем бетона от одного термического шва до другого – бетон должен быть монолитным. Полную прочность он обретет только через 28 дней, но такая автотрасса будет служить без капремонта гарантированно 25 лет, а на практике – 30–40 лет. Есть участки таких дорог, уложенные аж в 1960 году, – они в отличном состоянии до сих пор.
В областном центре реконструировали дорогу: колея образовалась через 8 месяцев эксплуатации. Не стану указывать подрядчика. Потому что не его, скорее всего, вина в браке. Ведь рыба гниет с головы. А «рыба» залегла в Белокаменной.
– При всем при том мы широко используем американское ноу-хау, – продолжает Алексей Павлов. – Если не первыми в России начали применять, то уж в Уральском федеральном округе никто, кроме нас.
Суть фишки в чем. Вот асфальтоукладочный агрегат. У него впереди бункер для асфальтобетонной смеси. Но он мал – емкости хватает для приема массы с одного самосвала. Плечо доставки материала большое. Значит, смесь закончилась – агрегат встал. Чем чревато? А тем, что нарушается однородность укладываемого полотна. В результате возникнут трещины, в кои попадет вода – это труба дороге. Нарушая все законы физики, вода при охлаждении не сжимается, а расширяется – лед разрушает трассу.
В момент обновления федеральной трассы Р‑402 (Тюмень–Ишим–Омск) я детально ознакомился с ноу-хау. Вот над укладочной машиной Volvo навис другой огромный агрегат. Это перегружатель, придуманный американскими инженерами – имею в виду идею. Значит, бункер-накопитель вместимостью 10 тонн. В его недрах два шнека с гидроприводом. По пути с АБЗ смесь постоянно перемешивается, обеспечивая однородность и температуру. И никаких там комков.
Комментирует начальник стройки Олег Алферов:
– Применение перегружателя позволяет увеличить производительность по укладке дорожного покрытия, так как исключается время на разгрузку из автосамосвала в бункер укладчика. Техника может выгружать смесь без остановки асфальтоукладчика. Снижается стоимость транспортирования материала, так как количество автосамосвалов сокращается на 25 процентов в связи с тем, что исключается «узкое место» – ожидание грузовика возле асфальтоукладчика. Также более эффективно используются более крупные машины.
Пару слов о комментаторе. Олег Алферов с третьего курса «стояка» – так молодежь называет ТюмИСИ, затем ТюмГАСА, ТюмГАСУ, а ныне Тюменский индустриальный университет – подрабатывал линейным мастером. Ныне, как видите, начальник стройки. Вадим Колесник в том же ДРСУ‑2 вообще начинал дорожным рабочим, а теперь – главный инженер АО «ТОДЭП» с коллективом в 4000 тружеников. Растут люди, так как уважают в холдинге инициативных людей с креативным мышлением.
Но вернемся на пульт управления укладчика Volvo. Здесь я, флотский человек, почувствовал себя штурманом на капитанском мостике лайнера. Значит, ночь, за бортом океан. И пишешь в журнале: «Вахту сдал. Подпись». Коллега перехватывает ручку: «Вахту принял. Подпись». Такая же возможность представляется экипажам асфальтоукладочных агрегатов: пересменку можно проводить без остановки. И остается «за кормой» ровное бесшовное покрытие.
Тюмень несколько лет подряд занимала в державе первое место по качеству автомобильных дорог. Затем уступила лидерство Ханты-Мансийскому автономному округу. Так что там сообщает статистика за этот год? Цитируем:
«Лидером рейтинга стала Москва, где нормативным требованиям отвечает 97,5% региональных или местных трасс. В лидирующую группу также входят ХМАО, Краснодарский край, Ингушетия, Челябинская область, где более 80% дорог соответствуют требованиям.
Хуже всего ситуация обстоит в Архангельской области, где в норматив укладывается лишь 10,3% региональных и местных дорог. В том числе в регионе нормативным требованиям отвечает 19% трасс регионального или межмуниципального значения и всего 4,9% – местного значения. При этом эксперты отмечают, что в области наблюдается позитивная динамика, и доля дорог, соответствующих требованиям, в последние годы растет.
Еще в семи регионах доля региональных и местных дорог, отвечающих нормативам, находится в диапазоне от 20% до 30%».
Тюменская область не представлена ни в какой ипостаси. Может, запоздали с предоставлением данных? Однажды был уже такой казус. Уверен, место в первой пятерке наверняка потенциально обеспечено, так как те же статисты информируют: в нормативном состоянии служат около 84 процентов автомагистралей нашего региона.
Да ладно, мы не гордые. Знаете же, гордыня – смертный грех. Однако же едут в «ТОДЭП» за передовым опытом со всех городов и весей.
Двумя абзацами выше мы ссылались на статистику. Сказано же: есть ложь, наглая ложь и статистика. Сентенцию подтверждает Алексей Павлов:
– Вот смотрите новейшее видео: «Проектная команда Тюменской области – лидер по реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в 2022 году. В кадре губернатор Александр Моор, первый заместитель руководителя президента Сергей Кириенко, и зампред Правительства РФ Марат Хуснуллин. Последний произносит:
– Тюменская область раньше всех завершила проект. Это хороший показатель командной работы! – и вручает главе региона почетный диплом.
Других губернаторов не награждали. Далее слышим комментарий ведущего:
– В уходящем году регион на 100 процентов выполнил нацпроект. Дорожные службы отремонтировали 140 участков автомагистралей. Это более 85 километров региональных трасс, обновленные улицы Луначарского и Олимпийская, 2 путепровода, а также 108 улиц в Тюменском районе.
Конечно, не сам губернатор занимается дорогами. На наших дорогах правит бал АО «ТОДЭП» во главе с генеральным директором Юрием Николаевичем Зинчуком. Он ветеран афганской войны – награжден медалью «За боевые заслуги» за бой в Герате, затем прошел суровую школу трассовиков Крайнего Севера.
Но пора нам окунуться в рутину зимнего сезона. И снова обращаемся к заместителю генерального директора холдинга.
– Алексей Николаевич, вот свежее сообщение местной прессы: «В Тобольске на городской переправе провалился под лед автомобиль марки «MAN», груженный песком.
– Ума нет – считай, калека. Нечего было лезть. Во- первых, ледовые переправы открыты для большегрузного транспорта далеко не везде. Во-вторых, ледовые переправы должны быть обеспечены ограничительными вехами, дорожными знаками – запрещающими и информационными: о скорости и дистанции движения. Обязательно должны стоять знаки, указывающие разрешенную к переправе массу подвижной единицы – о допускаемой нагрузке. Ну и для начала следует определить толщину льда, при необходимости – усилить лед. Таковы требования ГОСТ Р 58948–2020.
Похоже, водитель в данном конкретном случае виноват, а коль скоро нет на ледовой переправе дорожных знаков и всего прочего – это еще хуже. А вообще годность зимних трасс определяют специалисты в составе комиссии.
Я, посланник «Тюменской правды», принял участие в поездке специалистов по зимникам Заболотья – как раз перед их открытием. Кворум был весьма обширным: главы города Тобольска и Тобольского района, главный специалист Управления автомобильных дорог Тюменской области, представители Государственной инспекции по маломерному флоту – это структура МЧС, главный инженер Тобольского ДРСУ, один из руководителей АО «ТОДЭП», глава подрядной фирмы, обслуживающей временные автомагистрали.
Едем. Заболотье уже погрузилось в ночь. Большая Медведица, моргнув напоследок звездным глазом, отправилась почивать. Пропал из поля зрения окутанный одеялом облаков Млечный путь. Почти не виден Сатурн. С неба посыпалась крупа вроде ненавистной мне с армейских пор перловки. Километров 200 по ледянке мы уже проехали. Пора бы по домам.
И вдруг из-за поворота вывернула легковушка, простенькая «шестерка» родом из Тольятти. За рулем женщина, в салоне полно ребятишек. Мы все в душе отругали мадам – вот строка из инструкции: «Выезжать на зимник нужно в составе колонны не менее двух автомобилей».
Так получилось, что мы и сами нарушили параграф. Двинулись без сопровождения, загрузившись в одну машину. Наш водитель Андрей Казаков, бывший капитан ГИБДД, отправился по татарским деревням просить бензинчику А‑95. Аборигены – народ запасливый и щедрый. Не откажут.
Короче, пилим без сопровождения. А зачем сопровождение, коль скоро зимник – что скатерть, зуб даю, лучше иной асфальтированной магистрали.
И вдруг: тр-ррах! – искры из глаз и шишка на голове. Заместитель генерального Алексей Павлов прикладывает снег на лоб главного инженера. А сам главный озабочен тем, что очки вмиг превратились в восьмерку. Однако стекла остались целы. Автор, хромая на обе ноги, выполз из машины и первым делом нажал на кнопку фотокамеры. Чисто профессиональная привычка журналиста. Вот он, кадр.
В чем причина аварии? Ехали-то по живому болоту. Вода, перетекая из одного озерца в другое, образовала промоину в теле зимника. В нее и влетели. Что весьма забавно, после Лайтамака пропала всяческая связь. Заглохли «Билайн», «Мегафон», «МТС», «Теле 2».
Увязли круто. Жутко, когда в пространстве не видишь ни созвездия Кита, ни Туманности Андромеды, а в сотовых трубках ни писка. Можно и в сосульку превратиться.
– Костерку бы запалить, – мечтаю вслух. – Вон кривая береза на болотине.
– Как ее достанешь, – возражает Алексей Павлов. – Сунешься в трясину – и самого засосет.
Я очень коротко описал ситуацию. Подробный очерк был в свое время опубликован в газете «Тюменская правда». Припомнил ради обнародования вновь вскрывшихся обстоятельств. Классик выразился так: «История повторяется дважды: первый раз – в виде трагедии, второй – в виде фарса».
…Федеральной трассы Р‑402 еще не было. Она только-только строилась. И мы, газетчики, вышагивали по фронту работ, изыскивая «узкие места» для острого сигнала под рубрикой «Не требует отлагательств». Заодно знакомились с героями будущих корреспонденций и эссе. Тут я и подружился с Сергеем Харитоновичем Ганоевым. Выполнив редакционное задание, иду на железнодорожный вокзал Голышманова за билетом.
– Какого черта! – крикнул Ганоев. – Я вот тоже возвращаюсь в Тюмень. Козел свободен! Заскакивай!
«Козлом» он именует внедорожник ГАЗ‑69, мечту советских автолюбителей. Последняя партия машин выпущена Горьковским заводом в 1973 году. В Тюмени и сегодня можно купить с рук.
– В Одино только заскочим к одному казаху – и дальше вперед! – добавил друг.
Заскочили. Загрузили в багажник нечто тяжелое в рогожном мешке. Слева и справа за бортом смешанный лес: сосны и ели вперемежку с березой. Помнится, с приятелем и однокурсником по университету Сашей Неверовым мы тут наломали море груздей и лисичек.
– Петро, – обратился Ганоев к водителю, – тут сверни, срежем путь.
Зря срезали, так как «козлик» ткнулся носом в дно глубокой траншеи. Копали то ли связисты, то ли энергетики, то ли Водоканал… Не довели до ума. И канаву замело снегом – трудно разглядеть. Может, при свертке стоял «кирпич» – проезд запрещен. Но воруют знаки. В Ишиме я, корреспондент «Тюменской правды», присутствовал на заседании городского суда. Разбирали дело мужика, в сарае которого обнаружили три десятка дорожных знаков со столбами. Он их по ночам откапывал и перепродавал в другой регион.
Вот тут придется куковать до утра. А небо яркое-преяркое. Звезды близки – хоть из ладошки в ладошку пересыпай. Андромеда видна – туманность, расположенная на расстоянии всего-то в 2,5 миллиона световых лет. Запросто обнаружите в зените: чуть левее Квадрата Пегаса. Будучи в городе, даже в бинокль не обнаружите. Небо яркое – значит, морозно.
– Нодью надо изладить! – предложит бывалый читатель.
Нодья – по осени комаров отпугивать. Юрлок, костер, придумали эвенки – это круто. Кладешь толстое бревно – это будет подюрлок. Затем рубишь несколько лесин и веером, чтобы верхние концы смыкались в полуметре над подюрлоком, укладываешь их на лежащее на земле бревно. Это – галоны. Под галонами, параллельно подюрлоку, кладешь длинные лесинки-поленья, подсухи. Затем строгаешь стружку и между галонами и подсухами разводишь костер – юрлок. Получается тепловая пушка. Шашлыки удобно жарить.
– Шашлык – легко, – молвил Ганоев. – Петро, доставай!
Оказывается, в Одино Сергей Харитонович отоварился тушами баранов. Ими он пополнял запасы ресторана «Заря». Потому как именно здесь ужинал каждый вечер. Здесь можно не только вкусно поесть, но и наладить деловые отношения. Однажды за соседним столом увидел знакомого взрывника из Урая.
Как сам оказался в городе на Конде? Советские дорожники под руководством Юрия Юшкова строили дорогу в Герате (Афганистан). Водителем у шефа был Сергей Ганоев. Когда Юрий Владимирович, будущий Герой Социалистическкого Труда, стал начальником объединения «Тюменьдорстрой», он директором автобазы в Урае назначил бывшего шофера.
После рюмки-другой у тогдашнего заместителя Управления автомобильных дорог выплыла проблема из проблем. Будущая дорога Р‑402 летит стрелой мимо Голышманово – так нарисовано на плане фронта работ. В натуре потенциальную трассу преграждает огромный холм, заставленный вековыми пеньками. Как извлечь их из мерзлой земли? Бульдозеры с клыками в те времена даже не проектировались.
Выручил урайский взрывник. Он только что на тюменской базе фургон загрузил аммоналом. Взрывчатку заложили под каждый пенек. Чуток ошиблись в расчетах – и взрывной волной выбило стекла в Голышмановском райисполкоме и райкоме партии. Зато холм с пеньками как корова языком слизала. Победителей не судят! Однако понизили Ганоева в должности – поставили начальником ДСУ‑4, ныне ООО «Пышмаавтодор».
Пока суд да дело, продукт на юрлоке румянится. Шашлык по-армянски маринуется исключительно на коньяке. Само собой, у уважающего себя руководителя дорожной фирмы в багажнике машины наверняка булькает ящик напитка со звездочками. Маленько приняли вовнутрь… Оказалось, хотя и рабочий день, но Старый Новый год.
Ясный пень, в машине у битого жизнью руководителя дорожной фирмы наверняка найдутся в бардачке и багажнике соль, лук, чеснок, ножовка, топор, домашнее сало, соленый огурец, стакан, тарелки – пригодилось все.
А Андромеда разгоралась все ярче. Любопытный заяц прискакал, лесной брат кролика. Угостили косого морковкой. Костер делает человека словоохотливым. Тут выяснилось, что Ганоев вовсе не Сергей Харитонович, а Сураби Ходжаметович.
Когда в 1918 году русские оккупационные войска, стоявшие по договору с Антантой в Эрзеруме, готовились к выводу, турецкие борцы демонстрировали показательный бой. Затем обратились к зрителям, дескать, кто готов померяться силами? На арену вышел казак русской армии, есаул Ходжамет Ганоев. Уложил на лопатки лучших силачей Османской империи.
В тот же вечер есаул выкрал 16-летнюю дочь турецкого генерала. На коня через седло – далее на шпорах. В пору Великой Отечественной войны Марьям награждена орденом за трудовую доблесть на колхозных полях Осетии. Турчанка родила и воспитала семерых детей. Сергей, то есть Сураби, один из них. С тех пор я по-дружески кличу его янычаром.
Действительно, нечто шибко рисковое в казачьем сыне присутствует. Ганоев командовал Спецколонной №102, которая начинала строить будущую федеральную трассу Р‑404 Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск с нулевого километра. Шеф решил обеспечить своих тружеников жильем. Для возведения пятиэтажки крайне необходимы плиты. Да вот они, лежат на берегу Туры, давно заросшие ивняком. Взяли, возвели дом – это на окраине поселка Мыс. Я, автор, в нем был – в юные годы в одной из квартир встречали Новый год: с девчонками ломали твист до утра.
И вот тут-то нашелся хозяин плит. Началась судебная тяжба. Ганоеву присудили 3 года условно. Ежу понятно: понизили в статусе. Служил в ведомстве союзного ранга, перевели в ранг республиканский – в Ишиме оказался начальником ДСУ‑2. Прокладывал дорогу Ишим – Бердюжье.
А тогда мы всю ночь пели у костра. После обеда, 13-го числа, я сгонял за трактором.
О родоначальнике федеральных трасс Р‑402 и Р‑404 мы поговорили. Сегодня идет реконструкция этих автомагистралей. Как идет процесс?
Вопрос задан заместителю генерального директора АО «ТОДЭП» Алексею Павлову.
– Наше ДРСУ‑1 завершило работы на заданном участке трассы Р‑404 еще в прошлом году. Сейчас реконструкцию ведет наш субподрядчик – ООО «СибАГРО». Имею в виду объект с 479-го про 699-й километр магистрали Тюмень – Тобольск – Ханты- Мансийск. Руководит фирмой умнейший человек – Иван Иванович Лукианов. Техника у него под рукой мощнейшая. Парни уже в Омской области пашут.
Что скажу по трассе Р‑402? Упомянутый вами начальник стройки из ДРСУ‑2 Олег Алферов продолжает обновление дороги с 28-го по 39-й километр. Нынче ему предстоит обустроить путепровод через Транссиб и одну транспортную развязку. Между прочим, коллектив действует с опережением графика на целый год. С 39-го по 77-й километр реконструкцией занимается ДРСУ‑3.
– Укладываете вы на полотно смесь ЩМА‑10 – относительно прогрессивный для отечественного дорожника материал. Кстати, нет напряженки с асфальтобетоном?
– Мы – АО «ТОДЭП» – производим на собственных мощностях 1 000 000 тонн асфальтобетона – этого добра достаточно для укладки 600 километров дорог.
– Выходит, проблем не испытываете?
– Как без проблем? Вот жители села Беркут и деревни Менгарская жалуются на отсутствие разворотной петли на 63-м километре автомобильной дороги Р‑402. Если мы запустим, как положено, четырехполосное движение, жителям этих населенных пунктов каждый раз, заезжая- выезжая, придется накручивать 20 километров. Поэтому пока «работают» только две полосы с сохранением левого поворота. Сейчас решаем вопрос о создании на данном участке временного светофорного объекта.
А все из-за того, что АО «Тюменьэнерго» два года обещает перенести опоры своей линии электропередачи.
– Обещанного три года ждут. Так что время еще есть.
Я уж не стал упоминать о моих личных страданиях. Дорогу по улице Самарцева под моим балконом обихаживало ДРСУ‑7: пылесосили, производили влажную уборку, ограждения даже мылом мыли – как в Германии. И вдруг – как обрезало. Пыль ежеминутно оседает на моей лоджии. Оказывается, ДРСУ‑7 проиграло конкурс. У выигравшей конторы просто нет пылесоса.
Ладно, буду задыхаться, но вытерплю.Но эта же контора-победительница выиграла контракт на 2023 год по обслуживанию автомагистрали Ишим – Курган, созданной для объезда государства Казахстан. Контора сия – ООО «СК УралСтрой».
Чудны дела господни! «ТОДЭП» с четырехтысячным коллективом и парком из 2000 машин на субподряде – в подчинении – у СК со среднесписочным числом работающих в 30 человек, но без дорожного пылесоса.
Будем надеяться, что хозяин объездной дороги – руководство ФКУ «Уралуправтодор» – проанализирует ситуацию.
А вот ДРСУ‑7 вернулось – снова работает под моими окнами. Смотрю, мусор из урн на автобусной остановке перегружает в свой грузовик. Если на улицах мусор, он может перебраться и в наши головы. А это уже опасно. Вот глава города Руслан Кухарук вручает почетную грамоту сотрудникам «семерки». Хорошо пошли дела!
…Не стало Сергея, Сураби Ходжаметовича Ганоева, земля ему пухом. Династию продолжает сын Сергей – это настоящее имя. И внук уже большой – тоже Сергей. Конечно, будет правнук Сергей. И далее: пра, пра, пра… Надеюсь, список будет длинный. До самой Андромеды.
НА СНИМКЕ: начальник стройки Олег Алферов.
Юрий МАШИНОВ /фото автора/
Евгений КРАН /рис./