КОНФЕРЕНЦИЯ 

У РОССИИ БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО СЕВЕРА 

В Тюменском госуниверситете состоялась II Международная научно-практическая конференция «Наука. Лидерство. Общество-2050». На онлайн-площадке ТюмГУ ученые со всего мира, представители Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук, вузов, бизнеса и индустрии обсудили вопросы развития человечества в условиях меняющегося мира, экзистенциальных угроз – изменения климата, социальных катастроф, потрясений в области биобезопасности, а также роль науки в борьбе с этими угрозами.

Целевой аудиторией конференции стали представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, органов власти регионов, научно-образовательных центров страны, научно-экспертного сообщества, крупного бизнеса. Значительная часть программы конференции была посвящена арктической повестке. Одна из научных секций так и называлась: «Арктика и человек в Арктике. Вызовы и контуры будущего развития циркумполярного мира». 

Профессор кафедры государственного и муниципального управления ТюмГУ, главный редактор журнала BRICS Law Journal, выпускник программы Fulbright Arctic Initiative Елена Гладун в своем выступлении отметила, что тенденции в арктическом взаимодействии пока что противоречивы. Однако существует общность интересов стран арктической восьмерки. Кроме того, в Арктическом совете в 2021-2023 годах председательствует Российская Федерация. И все провозглашенные ею пути сотрудничества указывают на то, что в одиночку ни одно арктическое государство не сможет реализовать свои интересы и достичь своих стратегических целей. 

– Мы, как ученые, пытаемся развивать сотрудничество между странами. Так, ТюмГУ инициировал ряд междисциплинарных и международных проектов, посвященных изучению экономики и культуры арктических стран, в том числе с участием Ямало- Ненецкого автономного округа. В течение 1,5 лет ученые обсуждали проблемы коренных малочисленных народов, вопросы здравоохранения, поддержки локальных сообществ и формулировали видение того, как государство должно реагировать на те или иные проблемы развития арктических регионов. Один из научных проектов был посвящен взаимодействию коренных народов и недропользователей, работающих в Арктике. Благодаря таким проектам складываются межстрановые и междисциплинарные коллаборации, – рассказала Елена Гладун. 

По ее словам, в настоящее время в ТюмГУ реализуются еще несколько «арктических» проектов. И все они международные. Например, проект «ARKTIC COVID-19» рассматривает реакции коренных малочисленных народов Арктики на новую коронавирусную инфекцию, как на эту ситуацию реагируют в различных арктических странах. Результаты проекта будут представлены международному Арктическому совету. Еще один проект с участием Центра развития компетенций Западно-Сибирского НОЦ направлен на развитие международной образовательной программы для руководителей нового поколения. Он стартует в 2022 году и предполагает уникальные модули и стажировки по вопросам экологии Арктики, человеческому капиталу, управлению крупными проектами в Арктике. Обучаемые будут проходить стажировки на Ямале, в Финляндии и США. 

Отметим, что арктическими проектами «увлечены» и Тюменский индустриальный университет, и Тюменский государственный медицинский университет. На Ямале в середине ноября тюменские ученые из ТюмГМУ дали старт исследованиям в сфере «умного освещения» в рамках проекта «Свет Арктики». 

НА КОНТРОЛЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ 

По каким направлениям Арктика будет развиваться? Это использование природных ресурсов, глобальное взаимодействие, сохранение уникальных экосистем, научные исследования, развитие и поддержка коренных народов, познание нового. 

В настоящее время геополитическое значение этого макрорегиона ни у кого не вызывает сомнений. Стратегический интерес к нему выражен на уровне стратегических документов ряда государств, в том числе Индии и Китая. Всё устойчивее становится тренд к определению административно- правовых границ и политического баланса в Арктике. Таяние льдов, изменение климата – еще одна причина, из-за которой об Арктике говорят все больше и чаще. 

Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков сообщил, что в России приняты шесть федеральных «арктических» законов и 40 подзаконных актов. Созданы дорожные карты по реализации государственных программ и решению арктических проблем. Основное направление государственной политики на арктическом направлении – это, безусловно, экономическое развитие экономики региона, реализация крупных высокомаржинальных проектов. Они призваны стать драйверами развития территорий, вызвать мультипликативные последствия. В настоящее время в Арктической зоне РФ реализуется 294 крупных инвестиционных проекта. Общий объем заключенных соглашений превысил один триллион рублей. 

– Стоит заметить, что Арктика – это на сегодня самая большая в мире свободная экономическая зона, резиденты которой обладают серьезными экономическими преференциями. Они дают возможность развиваться целым регионам. Так, Баимское рудное поле на Чукотке по добыче золота и меди как проект тянет за собой развитие инфраструктуры всей Чукотки, – рассказал Анатолий Широков. 

Добавим, что очередным грандиозным нефтяным проектом России в Арктике станет «Восток Ойл». Это проект компании «Роснефть» по освоению нефтяных месторождений в Красноярском крае, строительству порта в бухте Север на полуострове Таймыр для вывоза нефти с этих месторождений и строительству нефтепровода к этому порту. Ресурсная база составляет свыше 6 млрд тонн премиальной малосернистой нефти. А конкурентным преимуществом проекта является близость к Северному морскому пути, возможность поставок сырья с месторождений «Восток Ойла» сразу в двух направлениях: на европейские и азиатские рынки. В целом для реализации «Восток Ойл» планируется построить 50 судов различных классов, в том числе танкеры, газовозы, суда обеспечения. В июне 2021 года на ХХIV Петербургском международном экономическом форуме «Роснефть» заключила свыше 50 контрактов для реализации проекта на общую сумму 558,8 млрд руб. 

Безусловно, крупнейшее на полуострове Ямал Новопортовское месторождение нефти и газа – еще один драйвер развития Арктики. Примерные запасы месторождения оценили в 320 млн м³ газа и 250 млн тонн нефти. Как сообщает портал arctic-russia.ru, ключи к гигантским запасам нефти и газа удалось подобрать лишь через полвека после открытия месторождения. Компания ООО «Газпромнефть-Ямал» организовала транспортировку нефти по морю: сначала по Обской губе, а потом по Северному морскому пути танкерами в сопровождении ледоколов. При этом построила единственный в мире нефтеналивной терминал в пресных водах за Полярным кругом «Ворота Арктики», в 3,5 км от берега. Это уникальное сооружение, напоминающее башню, возвышается над водой на 63 м и еще на 17 метров уходит под воду. Удерживают его 12 свай, погруженных в вечную мерзлоту на глубину 85 м. По Обской губе танкеры идут в сопровождении двух мощных дизель- электрических ледоколов «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий». А по Севморпути – атомные ледоколы «Росатомфлота». В Кольском заливе неподалеку от Мурманска нефть перегружают на гигантский танкер-наполнитель, и она отправляется покупателям. 

В 2019 году проект разработки Новопортовского месторождения стал победителем премии Excellence in Project Integration. Эта премия присуждается проекту с инвестициями свыше 500 млн долларов, показавшему выдающиеся отраслевые достижения на всей цепочке создания ценности: в управлении проектом, геологии, бурении, инжиниринге, строительстве и развитии региона. «Газпром нефть» стала первой российской компанией, получившей эту престижную отраслевую награду. 

Проложив морскую дорогу арктической нефти в порты Европы, компания расширяет географию поставок. В июле 2020 года ямальская нефть сорта Novy Port впервые была поставлена в Китай. Маршрут проложен через арктические моря и три океана, а переход продолжался 47 суток. 

Эксперты отмечают: такие масштабные проекты, как освоение Новопортовского месторождения, имеют значение не только с точки зрения экспортных доходов. Строительство инфраструктуры, необходимой для их реализации, закрепляет лидирующие позиции России за Полярным кругом. 

АРКТИКА – ЭТО НАВСЕГДА 

По словам сенатора Анатолия Широкова, в настоящее время предмет особого внимания Совета Федерации РФ – это Северный морской путь. Уже в ближайшем будущем он превратится в крупнейшую транспортно-логистическую артерию. К 2024 году стоит задача перевозить по нему 80 млн тонн грузов. Нагрузка на этот путь ежегодно растет. С активизацией Севморпути постепенно восстанавливается и система арктических портов. На суше для соединения Севморпути с железнодорожными магистралями страны запланирована реализация проекта Северный широтный ход. Параллельно развивается судостроение, идет строительство атомоходов нового поколения. Планируется создание сети малых атомных электростанций. 

– На мой взгляд, весь этот масштабный арктический проект превзойдет по своему значению БАМ, который был большим серьезным проектом для СССР. И в 2022 году на Севморпути начнутся уже регулярные грузоперевозки по линии Санкт-Петербург – Владивосток с заходом в Мурманск и Петропавловск-Камчатский. Данный маршрут позволит нам серьезно конкурировать с южным грузовым потоком, – подчеркнул спикер. 

Правда, сделать для этого предстоит еще очень много. В том числе в сфере социального развития Арктической зоны РФ. Сенатор также упомянул об идущей дискуссии о том, какие должны быть в Арктике поселки и города. Вопрос остается открытым. Тем не менее Арктика – регион развивающийся. И это надолго. Что касается депопуляции арктических регионов, то это не только российское явление. Она происходила и в других арктических государствах. Что и как будет происходить в Арктике – решать будут люди. Для некоторых из них Арктика – родной дом. И они не уедут оттуда, даже несмотря на немыслимые, с точки зрения жителей столичных мегаполисов, условия. 

Как сказал один из спикеров конференции, период, когда государство определяло, где людям жить, скорее всего, уходит в прошлое. Если люди хотят жить на Севере, то они будут там жить. С развитием новых технологий и развитием Северного морского пути Арктическая зона РФ, вероятнее всего, будет становиться только многолюднее. 

Справка: 

Арктика – это 83% добываемого в РФ газа и 17% нефти. К 2035 году планируется довести добычу нефти в Арктике до 25%, добычу газа – до 90%. За последний год по Севморпути было перевезено 31,5 млн тонн грузов. К 2035 году планируется перевозить уже 160 млн тонн. 

НА СНИМКЕ: Новопортовское месторождение на Ямале. Нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». 

Радослав ВАСИЛЬЕВ /фото arctic-russia.ru/