ПОВЕСТКА ДНЯ 

По планете катится коронавирус. В мире закрыты предприятия. Автор, как и многие законопослушные граждане, заключен в стенах самоизоляции. Но под балконом расположена автобусная остановка. Строго по расписанию по моей родной улице Самарцева только что прошел городской «лайнер» 85-го маршрута: пассажиров мало – медики, повара и пекари, продавцы и вулканизаторщики, сами транспортники, полиция и пожарные, журналисты… 

Перед автобусом по магистрали, захватывая стояночный карман, плавно прокатилась машина – на дверцах лейбл «ДРСУ‑7». Техника тщательно почистила вверенные объекты вращающейся щеткой, прошлась пылесосом. Короче, все по нормативу, операция «Окраина» в Тюмени продолжается наперекор пандемии. Ясно, что и в центре убирают. 

Понятно, одной Самарцевой не ограничивается сфера деятельности дорожников. Об этом говорим с руководителем общественной организации «Безопасные дороги Тюменской области» Павлом БУЙНОСОВЫМ. 

– Главное управление по строительству сообщило, что подразделения АО «ТОДЭП» завершили ремонт участка ТКАДа – кольцевой автодороги. Вроде бы совсем недавно сдавали эту магистраль в эксплуатацию, а уже починка. 

– Я только-только вышел из-за руля. Был за границей, то есть в другой области. Хочешь – не хочешь, сравниваешь качество дорог. Наши – разительно лучше. Хотя, конечно, «кольцо» могло бы быть крепче. Но не надо забывать, что ТКАД с общей протяженностью 55 километров строили 15 лет. Да и нагрузка на проезжую часть сильно возросла. Значительный участок «кольца» дублирует солидный фрагмент международного транспортного коридора Е‑22. Он начинается в британском городе Холихед и приходит в наш Ишим. Автомобильный поток довольно плотный, много большегрузов, которые в буквальном смысле слова вдавливают полотно, образуется колея. 

В последние годы ремонт проводится путем замены верхнего слоя проезжей части: вместо пяти сантиметров снятого слоя укладываем ЩМА‑15, то есть щебеночно-мастичный асфальтобетон. Метод сравнительно дешев, но выдерживает от двух до четырех лет эксплуатации. Кроме того, материал обеспечивает хорошие сцепные качества автомобильных колес с дорожным полотном, а в итоге повышается безопасность движения. 

Вот только что сказал, что отечественные дороги служат до четырех лет. Я бывал в разных городах Европы и Азии. Там дороги «работают» без капитального ремонта до сорока лет. И мы могли бы… На сей счет как-нибудь поговорим отдельно. 

– Помнится, вы, Павел Юрьевич, возглавляли отдел в областном управлении дорог. Теперь ваши молодые коллеги, смотрю, содержат в порядке УДС – улично-дорожную сеть – столицы. 

– Как и все дорожники России, принимаем участие в проекте «Улица Победы». Он приурочен к 75-летней годовщине победы в Великой Отечественной войне. В течение всего юбилейного года будем приводить в нормативное состояние улицы, проспекты, площади, названные в честь торжественного события или героев войны. На сегодня для участия в мероприятии заявлено 395 объектов. Благодаря досрочному старту дорожного сезона многие из них удалось отремонтировать к 9 Мая. 

В городе благоустраивается улица Тимофея Чаркова, в населенных пунктах области будут ремонтироваться улицы ветеранов. В поселке Богандинский обновилась улица Победы. 

Дорожные работы в рамках названного проекта «Улица Победы» будут продолжаться до конца года. При этом количество объектов может быть увеличено – в том числе за счет экономии, сложившейся по итогам проведения конкурсных процедур на местах. 

– «Столичный» район у нас всегда перед глазами – как- никак лицо славного региона. 

– По сведению ГУСа, полностью готова региональная трасса Тюмень – Криводаново протяженностью более пяти километров. Работа проведена в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Уложили асфальт, сделали тротуары, изладили новую разметку в окрестностях деревни Субботина. 

А вообще всего в Тюменской агломерации (город и район) за этот дорожный сезон будет отремонтировано свыше 34-х километров региональных дорог. Это подъезды к населенным пунктам Коняшина, Ембаево, Винзили и Муллаши. Не обойдем дороги Тюмень – Горьковка, Тюмень – Криводанова, Тюмень – Нижняя Тавда, Кулаково – Каменка, Каменка – Успенка, Богандинский – Червишево – Чаплык. 

– Промысловики Уватского нефтяного месторождения заостряют внимание на подходах к «черному золоту». 

– Владею информацией опять-таки с подачи ГУСа. Знаю, что заключен контракт на ремонт дорог в Уватском районе. Нынче асфальтом покроем около 12 километров трасс, столько же, даже чуть больше, дорог сдадим в щебоночном исполнении. Ремонту подлежат участки трасс Тобольск – Уват, Уват – Демьянское, подъезды к посёлкам Демьянка и Туртас. Работы планируют завершить к декабрю сего года. 

– В каждом районе области базируется ДРСУ? 

– Количество управлений теперь сокращено до восьми, но производственная база сохранилась везде. Не знаю, как скажется на деятельности «ТОДЭПа» оптимизация… Акционерному обществу сообща нынче предстоит привести в нормативное состояние свыше 200 объектов, это более 175 километров трасс различного значения. 

– Главное – никто не обделен фронтом работ. 

Заключен новый контракт на дезинфекцию дорог в Тюмени. Работа ведется в режиме ЧС, то есть без конкурсных процедур. В списке 140 остановочных павильонов и 52 километра дорожного полотна.

Знатоки утверждают, что абсолютно любая деятельность дорожников на автомагистрали связана с обеспечением безопасности движения. Что под этим подразумевается: обеспечение ровности полотна (устранение ям, колдобин и колейности), освещение, установка знаков. Однако без аварийности не обходится. Вот статистика лишь за один майский день: столкновение пяти грузовиков на ТКАДе, ДТП на Тобольском и Салаирском трактах… В прошлом году на дорогах Тюмени произошло 1680 дорожно- транспортных происшествий, в них погибли 34 человека, 2122 ранены. 

Считается, что 90 процентов ДТП случается по вине водителей. Но шибко подкованный адвокат при рассмотрении в суде дела пьяного водилы может подставить дорожников, мол, знак выставлен на 5 сантиметров ниже допустимого. Поэтому аварийные случаи изучаются, как правило, в присутствии представителей дорожных служб. Эти же службы устраняют последствия аварий. 

Автор этих строк договорился обсудить эту тему с заместителем генерального директора АО «ТОДЭП» А. Павловым. Увы, встреча сорвалась. Алексей Николаевич срочно выехал на место катастрофы. На федеральной трассе Р‑404 у деревни Яр рухнул надземный пешеходный переход. Скорость манипулятора, который снес объект, была около 80 километров в час. По предварительной информации, стрела спецтехники поднялась автоматически из-за неисправности. В связи с этим произошел удар по пролетному строению. 

Похоже, на месте ЧП проводился форум ангелов-хранителей. Только исключительно по этой причине обошлось без жертв. Водитель из легковушки, на которую упала железная многотонная конструкция, выбрался почти целым. Машина, конечно, всмятку. 

На трассе, как водится, пробка растет снежным комом. Дорожники, вперед! 

ДРСУ‑1 оказалось даже быстрей машин «скорой помощи»: два крана, трал, автовышка, «газель». Развернули свою матчасть службы МЧС, ГИБДД и областной Службы экстренного реагирования. 

– Павел Юрьевич, ваша школа? 

– Когда-то я, молодой выпускник ТюмИСИ, в качества прораба с нуля создавал производственную базу Тюменского ДРСУ. 

…На момент, когда выводятся эти строки, пробок у Яра нет, конструкционные завалы расчищены. Теперь можно рассуждать, подсчитать убытки в миллионном исчислении. Виновного, поди-ка, накажут рублем. Но в коня ли корм? Ведь не в первый раз сбивают «пешеходник»! Яровской люд стал бояться мостовых переходов через Тобольский тракт как черт ладана. Требуют по-иному наладить движение пешеходов: светофоры установить или, на худой конец, сержантов- регулировщиков с жезлами. Ну, это едва ли. Против прогресса не попрешь. Для начала надо бы восстановить на транспортных предприятиях должности контрольных механиков – пусть выпускают на линию стопудово исправные подвижные единицы. Ох, не доведет до добра эта пресловутая оптимизация! 

Пора возвращаться к разговору с А. Павловым. Увы, снова не получается. На той же федеральной автомагистрали Р‑404 терпит бедствие мост – это на 237-м километре. Опять же пробка! Объезд через город Тобольск. Требуются организаторские способности для налаживания восстановительных работ. Алексей Николаевич, как повелось, находится в авангарде. 

– Павел Юрьевич, ваши коллеги из ДРСУ‑1 заняты реконструкцией федеральной трассы Р‑404, расширением, значит, будет не две, а четыре полосы движения. У ДРСУ временная база на 70-м километре. Я там бывал, рядом – на 68-м километре – начинали отсыпку разворотного кольца. Все идет путем? Коронавирус не тормозит? 

– Знаете же, безвыходных ситуаций не существует. АО «ТОДЭП» совместно с субподрядными организациями, коими являются ООО «СибАгро» и СДСУ‑111 (г. Тула), заняты реконструкцией трассы до 80-го километра, далее – до 122-го километра – в поте лица, так сказать, трудится коллектив ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой». Контрактом определен срок выполнения работ – два года. На подведомственном ДРСУ‑1 фронте работ задействованы монтажники АО «Мостострой‑11», тоже «тодэповские» подрядчики. Как всегда, опережают график. В ближайшее время предстоит воздвигнуть два моста и один путепровод. Фирма надежная, входит в список из 300 компаний РФ, кто получит господдержку на фоне пандемии COVID‑19. 

– Мы с вами, Павел Юрьевич, всегда пристально наблюдаем за деятельностью мостовиков. Земляки с нетерпением ожидают окончания возведения транспортной развязки на пересечении улиц Мельникайте и 30 лет Победы – объезды надоели. 

– Вопрос несколько не по адресу. Я, как и многие тюменцы, знаю, что объект довольно сложный. Потому что работать приходится в весьма стесненных обстоятельствах. Требуют переноса 15 километров инженерных коммуникаций – это теплосети, водопровод, линии связи. Проблемы, кажется, уже решены. Короче, скоро город получит двухуровневую развязку типа «полуклевер» с надземным пешеходным переходом, а также разворотным кольцом через Транссиб. Вообще-то контрактный срок окончания строительства – 2021 год. 

– Мой хороший друг трудится на объекте – электросварщик Измаил Раенбаков. Недавно губернатор Александр Моор наградил его почетной грамотой. Ну, что скажет рабочий класс? 

– Руководство холдинга нацелило коллектив сдать объект в эксплуатацию уже в этом году ко Дню строителя – 9 августа. Сомнений нет, справимся. 

НА СНИМКАХ:  ДРСУ‑7: операция «Окраина»; грейдеристы после карантина: на работу, как на прогулку, – с собакой. 

Юрий МАШИНОВ /фото автора/