НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА 

Идешь по городу и восхищаешься: Тюмень становится всё краше – проезжая часть улиц радует новым, только что выложенным асфальтом с ярко-белыми разметками – линии сплошные, прерывистые, продольные, поперечные. Вон красочно разлеглась «зебра». А вот удобные тротуары, вот симпатичные бордюры, вот красивые газоны. За ночь изладили дорожники, пока город мирно спал. И уже усталая трассовая техника уходит с фронта работ, освобождая пути автобусам, маршруткам, «тачкам» горожан.

Обновлены не только автомагистрали областной столицы. Классно отремонтированы многие региональные трассы, а также все федеральные дороги, проходящие по территории юга региона. Равно как и подходы к населенным пунктам. В этом году полнокровно заработала Тюменская кольцевая автодорога (ТКАД) протяженностью 55 километров – она связала воедино все федеральные трассы и местные тракты. 

Год 2019-й – дата для отрасли примечательная: начало претворения национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Срок реализации: до 31 декабря 2024 года». Бюджет проекта – 4 триллиона 777 миллиардов 700 миллионов рублей». 

Отметим вот какой момент: под этой эгидой еще лет пять назад начали действовать тюменские дорожники. Они отчитывались перед депутатами Тюменской областной Думы два раза в году – за летнее содержание трасс и за зимнее. Лучшие подразделения награждали дипломами, призами, кубками, поощрили материально. Может, именно по этой причине тюменские дороги – лучшие в УФО, а знатоки утверждают, что и в стране. 

И вот проект земляков подняли на уровень федерального. Что за сим кроется? Цитируем документ: 

«Сделать комфортным и безопасным передвижение по российским дорогам. Отремонтировать региональные и муниципальные дороги, а также дороги в военных городках. Ликвидировать места концентрации ДТП, внедрить интеллектуальные системы управления движением, усилить контроль за соблюдением ПДД. В итоге смертность на дорогах должна сократиться в три раза». 

Тюменское областное дорожно- эксплуатационное предприятие (АО «ТОДЭП») подрядилось в срок до 15 октября облагородить дороги на 23 улицах областного центра. Это улицы Дружбы, 25 Октября, Севастопольская, Геологоразведчиков, Профсоюзная, Ванцетти, съезды с путепроводов по Пермякова на 30 лет Победы и с Мельникайте на 50 лет ВЛКСМ, а также улицы в садоводческих обществах «Янтарная», «Звенящие кедры», «Ривьера». 

В момент, когда компьютер оцифровывает эти строки, работы на объектах продолжаются. И погода способствует: вон как ярко сияет светило. И небо голубое. 

Но начнем издалека. Сегодня наш собеседник – директор Тюменского филиала федерального управления автомобильных дорог «Урал» Виталий НИКИФОРОВ. 

– Виталий Викторович, традиционный вопрос: какими трудовыми победами встречаете профессиональный праздник? Для начала поделюсь справкой: федеральные трассы на сегодня в нормативном состоянии на 90 процентов, региональные – на 76%. Регионалы намерены подняться до уровня 86% к 2024 году. 

– Нынче выполнили пилотный проект, то есть первыми в России взялись за такое дело: на федеральной дороге Р‑404 сделали четырехполосное движение. Главное – в прежних рамках отвода земли под трассу. А отвод земли, сами знаете, процесс, который может длиться годами. Вообще- то законодательством четырехполоска предусмотрена для магистралей 2-й категории, но до нас за процесс в рамках капитального ремонта никто не осмеливался браться. 

А еще на этой же дороге капитально отремонтировали три перехода: мосты через реки Туртас и Выя, путепровод через железную дорогу в окрестностях поселка Муген. Насчет капитального ремонта всей дороги. Там немного осталось. Участок от 446-го по 456-й километр уже сдан в эксплуатацию. На участке 435–446 км идет доделка. Проблем нет. 

Проблемы были. Я, автор этих строк, спрошу читателей: английского классика Даниэля Дефо знаете? Он наваял роман про отшельника Робинзона Крузо. Каким-то образом Дефо оказался в наших краях. И создал книгу «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо». Нисколько не сомневаюсь, земляки поголовно ознакомлены с этим увлекательным произведением. А для тех, кто не читал, привожу фрагмент касательно потенциальной трассы Р‑404. Итак, цитата: 

«Нам предстояло одолеть самую обширную и труднопроходимую пустыню из всех, что были на моём пути из Китая. Я говорю «труднопроходимую», потому что почва местами была очень низкая и болотистая, а местами очень неровная…» 

Тюменский антураж зафиксирован верно. В советские времена соорудили дорогу. Но износилась, ощерилась арматурой плит. И вот, милости просим, фрагмент совсем недавнего документа: 

«Трасса Р‑404 имеет асфальтное покрытие, но на участке Пыть-Ях – Уват имитация асфальта, перемежающаяся останками железобетонных плит. Из-за вечно ненадлежащего ремонта участка дороги Уват – Салым здесь каждый год погибает до 100 человек и происходит около 600 ДТП. Еще этот участок называют «Дорогой смерти». В районе с. Демянское также присутствуют опасные и глубокие ямы». 

Здесь в ДТП погибли мои коллеги – тележурналисты. Но товарищи из управления «Урал» делают все возможное, даже мало возможное. Будьте любезны, вот сегодняшний отзыв из форума водителей-дальнобойщиков: 

«Дорога от Тюмени до Сургута – сейчас просто песня! Отремонтирована полностью. Есть участки на «четверку», но и их ремонтируют». Отзыв выдан в свет в 20–57 местного времени 8 августа 2019 года. 

Но продолжим интервью с директором филиала управления «Урал». 

– Ваша фирма, Виталий Викторович, изладила четырехполосное движение на участке от 30-го до 38 километра трассы Р‑404. Выступая перед нами, братьями пишущими, министр строительства РФ, тогда еще наш губернатор Владимир Якушев, поделился идеей, что вся эта дорога, кстати, единственная, соединяющая область с ХМАО и ЯНАО, станет четырехполосной. 

– Да, так и будет. Имеем технико-экономическое обоснование, даже проект, утвержденный Госэкспертизой, о сооружении четырехполосной дороги до 123-го километра, то есть до моста через Тобол. Кстати, объект был аварийным. Машины проходили реверсивно. Как верблюд сквозь игольное ушко. Конечно, создавались пробки. Мост капитально отремонтирован – на нем четыре полосы движения. 

– Далее в нашем повествовании доедем аккурат до дальней стрелы – это магистраль в обход Республики Казахстан, называется «Ишим – Бердюжье – Макушино». Создана для того, чтобы отечественные автомобилисты не томились дважды на таможенных постах соседнего государства. 

– Общая протяженность трассы 187 километров. Из них 102 километра проложены по территории Тюменской области, 85 – под крылом области Курганской. Дорога до недавних пор значилась как региональная, а раз так, то отвлекались немалые средства из областного бюджета. Эти хлопоты мы приняли на свои плечи. Теперь обход является федеральной автодорогой и входит в структуру трассы Р‑254, раньше называлась «Байкал», теперь зовется «Иртыш». И мы уже приступили к капитальному ремонту. В этом году привели в нормативное состояние 17 километров этого объекта. 

– Как водится, ваши подрядчики проводят фрезерование… 

– Ну да, снимая старый слой, используем его, отработанный материал, для обустройства обочин. А затем укладываем новый слой – 5 сантиметров щебеночно- мастичного асфальтобетона ЩМА‑15. Он обеспечивает хорошее сцепление колес авто с проезжей частью. 

– Ранее ваши люди практиковали ШПО – шероховатую поверхностную обработку. 

– Мы от нее отказались. Отдали предпочтение УСИ – устройству слоев износа. По затратам обе методики примерно одинаковы. Но новый слой ЩМА служит дольше. Вообще-то гарантия – 2 года, однако по факту запросто держится три года. Да и теперь камушки не вылетают из-под колес, чтобы влететь в ветровое стекло следующей позади машины. 

– Про коэффициент сцепления вы, Виталий Викторович, уже упомянули. У дороги имеются и другие показатели: продольная и поперечная ровность, уклоны – чтобы вода стекала, прочность полотна, радиусы кривых… 

– У каждого нашего подрядчика имеется передвижная дорожная лаборатория. Ныне успехом пользуется саратовская машина марки «Трасса» с бортовым компьютером. Диагностика проводится очень оперативно. Полученные результаты – карта исследований – прилагаются подрядчиком к акту сдачи объекта. С этим у нас строго. 

– Дни качества проводите в своей фирме… 

– Это нечто в виде дискуссионной площадки. Сообща решаем возникшие проблемы. Рассматриваем ценные предложения. Коллективный разум, знаете ли, порой даёт добрые плоды. 

– На территории юга Тюменской области зафиксировано 107 аварийно-опасных участков. Не могу понять, в чем причина: на первый взгляд, с ровностью все хорошо, освещенность нормативная, радиус стандартный. Прямо мистика какая-то, аномальная зона… 

– Ну, на федеральных трассах, находящихся в нашем – тюменского филиала – оперативном управлении, в прошлом году насчитали 13 аварийно-опасных участков, нынче, на сегодня, пока 7. Правда, год еще не закончился. Адвокаты виновников ДТП пытаются списать грех на дорожников, дескать, если бы не ямка на проезжей части… Причины аварий, как правило, – выезд на встречную полосу движения, нарушение правил обгона, превышение скорости. Нам же, дорожникам, в любом случае приходится заниматься устранением последствий катастроф. 

Вот ведь как: не успели упомянуть черта, а он тут как тут. Документ – вводная № 6: 

«01.10.2019 г. на 41-м километре дороги Р‑402 произошло ДТП с участием 6 автомобилей… В результате аварии пострадало 10 человек. Движение на трассе заблокировано. Пробки – 3 километра». 

Действия дорожников: 

09.51. Получена информация об остановке движения. 

09.53. Диспетчер АО «ТОДЭП» доложил о ЧП дежурным мастерам ДРСУ‑1 и ДРСУ‑3. 

09.53. О ситуации на дороге по каналам радиосвязи сообщено дежурным МЧС и ГИБДД, АТП и автовокзалам. А также правительству Тюменской области. 

09.56. Направлено донесение диспетчеру управления «Урал». 

10.04. Разработана схема объезда участка ДТП. 

10.06. Организован объезд. 

10.09. Для оказания экстренной помощи пострадавшим задействован медпункт, находящийся в поселке Богандинский. 

10.13. К месту ДТП со стороны Тюмени (ДРСУ‑1») прибыли 8 единиц техники – фронтальный погрузчик, большой автобус, микроавтобус «Газель», бензовоз с запасом топлива, кран, трал, 2 машины КДМ. Со стороны Ялуторовска (ДРСУ‑3) прибыли 5 единиц техники. 

10.30. Последствия ДТП устранены. 

– Виталий Викторович, значит, всегда имеете под рукой великолепные подрядные организации: АО «Ханты-Мансийскдорстрой», АО «ДЭП‑33» (г. Вязники), ООО «Дортех» (г. Москва), АО «Мостострой‑11», АО «ТОДЭП», АО «Сибстройсервис». Кого бы особо отметили из названных организаций? 

В офисе директора на этот момент, кроме самого хозяина кабинета, находились его соратники. Переглянувшись, дружно сказали: 

– Конечно, Алексея Николаевича Павлова. 

Заместитель генерального директора АО «ТОДЭП». Он бережет офицерскую честь: собран, совершенно логичен, надежен – на него всегда можно положиться, держит слово. Порядочен, справедлив, не теряется в экстремальных ситуациях. Человек с тонким чувством юмора. 

Да, подполковник ГИБДД Павлов перешел в дорожную фирму с полковничьей должности. Дело, понятно, знает в совершенстве с любой точки зрения. Но ведь говорят же: один в поле не воин. Знаком в АО «ТОДЭП» со многими рядовыми бойцами – машинистами, операторами, водителями. В том числе с теми, кто сегодня на снимках. Со временем расскажем и о других. 

– Последнее на сегодня, Виталий Викторович: ваше пожелание коллегам? 

– Хороших проектов, стабильности, тепла – и на работе, и дома. Мы во многом зависим от погоды. Только что завершили летний сезон и сразу же вступили в сезон зимний. Вчера вернулись с объезда федеральных дорог: ПГМ – противогололедного материала, то есть хлорида натрия, ну, соли – заготовили столько, сколько надо. А уж там как повезет… 

– Что ж, пусть под свое крыло возьмет госпожа Удача машинистов, операторов, линейных мастеров и прорабов, лаборантов, директоров и генеральных директоров, равно желаем счастья и здоровья! 

– Мирного неба и мирных дорог! 

НА СНИМКАХ: на трассе; машинисты катков Александр Костюченко, Павел Ваганов и Ильдус Галиев. 

Юрий МАШИНОВ /фото автора/