НЕГАСНУЩИЕ ЗВЁЗДЫ

Чтобы войти в историю мирового кино, ему достаточно было написать несколько композиций. Но творческое наследие этого автора настолько велико и многогранно, что в архивах постоянно отыскиваются его новые произведения. Даже в современных фильмах звучит его музыка, а нынешние артисты берут в репертуар произведения маэстро. Композитора давно нет с нами, однако без его песен невозможно представить ни День Победы, ни Новый Год. Сегодня Микаэлу Таривердиеву исполнилось бы 90 лет.

Для современных слушателей Таривердиев не ретро, хотя теперь в моде совсем другие мелодии. О нем ходит много разных историй, но все же главное в его личности – это музыка, прошедшая проверку временем. 

Родился в Тбилиси, в армянской семье. Отец Таривердиева служил директором Государственного банка, в 1937 году был репрессирован. 

Учился в 43-й средней школе и в музыкальной школе-деся- тилетке при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, потом в музыкальном училище по классу композиции у профессора Шалвы Мшвелидзе. По настоянию матери поступил в Ереванскую консерваторию. В 1958 году дебютировал в фильме «Юность наших отцов». 

Имя Микаэла Таривердиева больше знают по музыке к популярным фильмам, таким как «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы». Помимо этого композитор написал музыку еще к 132 кинофильмам. Он – автор камерных вокальных циклов, четырёх балетов, четырёх опер, органной музыки. 

Ученик Арама Хачатуряна, он дебютировал как композитор в Зале имени Чайковского Московской консерватории – его романсы исполнила камерная певица Зара Долуханова (концертмейстер Б. М. Козель). С его оперы «Кто ты?» начинался Камерный театр Бориса Покровского. Комическая опера «Граф Калиостро» более 15 лет оставалась одной из самых репертуарных опер театра. 

В последние годы жизни Таривердиев много работал в области инструментальной музыки. Им написаны три концерта для органа («Кассандра», «Полифоническая тетрадь»), «Десять хоральных прелюдий», симфония для органа «Чернобыль», в которой нашли отражение впечатления от поездки в район радиационной катастрофы. Среди сочинений Таривердиева также два концерта для скрипки с оркестром и «Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра», написанный по заказу альтиста и дирижёра Юрия Башмета. 

Музыка Таривердиева, независимо от жанра, узнаваема с первых тактов. Композитор находился в постоянном поиске, экспериментировал, ставил перед собой новые задачи. После успеха романсов, исполненных Зарой Долухановой, он провозглашает третье направление, ставшее вызовом академизму и массовой культуре. Позже Таривердиев обращается к классической опере-буфф, барочному полифоническому органному концерту. 

Таривердиев является лауреатом 18 международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975), премии японской звукозаписывающей фирмы «Виктор» (1978). Возглавлял гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России, был художественным руководителем Международной благотворительной программы «Новые имена». 

В 60-х годах Таривердиев был отчаянно влюблён в актрису Людмилу Максакову. 9 мая 1967 года они вместе ехали на машине по Ленинградскому проспекту. Внезапно на дорогу выскочил человек. Кто был за рулём, не ясно, но Таривердиев заявил ГАИ, что он. Композитора осудили на два года. Поскольку следствие длилось тоже два года, после суда его освободили. В фильме «Вокзал для двоих» воспроизведен этот эпизод его жизни. Максакова фактически оставила композитора: во время последнего заседания уехала с друзьями. После этого Таривердиев решительно прекратил роман с актрисой. 

Благодаря Таривердиеву на весь Союз зазвучал голос Аллы Пугачевой. В ленте «Король-олень» она озвучила героиню Валентины Малявиной. А потом подарила свой, тогда не такой узнаваемый, голос Барбаре Брыльской. Мало кто знает, но песни к «Семнадцати мгновениям весны» впервые записал Муслим Магомаев. Но в историю они вошли благодаря Иосифу Кобзону, став его визитной карточкой. Да и о Елене Камбуровой мы тоже узнали с помощью маэстро. 

Несколько лет назад в Тюменской филармонии выступало знаменитое трио «Меридиан». Когда- то молодых ивановских артистов поддержал композитор, они много с ним работали. В нашем интервью солистка Надежда Лукашевич очень тепло отзывалась об авторе, вспоминая гастроли по городам области в 80-е годы. 

Юлия КОНКИНА