КУМИРЫ

Нынешний год ознаменовался юбилеями замечательных советских актрис Людмилы Чурсиной и Натальи Белохвостиковой. Обе играли королев и соблазнительниц, но каждая строила свою судьбу по-своему. Масса поклонников, несколько замужеств и жертва семейным счастьем во имя карьеры. Полувековая преданность одному мужчине и отказ от карьеры во имя семьи. В них влюблялись не только отечественные мужчины. Голливуд был готов распахнуть свои объятия Чурсиной, предлагая миллионные контракты. Ален Делон на съемках ленты «Тегеран-43» млел от Натальи, а Шарль Азнавур вдохновился ее голубыми глазами на трепетное исполнение композиции «Вечная любовь». Но в эпоху пандемии мы не поздравили с юбилеем народную артистку России Людмилу Хитяеву, о ней в последнее время как-то подзабыли, поскольку актриса не особо пиарится и не снимается в чем попало.

Недавно пересмотрела картину «Екатерина Воронина». Вроде бы обычная советская производственная драма, сюжет достаточно банальный, хотя и выписан мастерски, где виден характер каждого. Но Людмила Ивановна смогла так показать свою героиню, что следишь не за ее трудовыми успехами, а за личной, далеко не простой, судьбой. А какие у Хитяевой получились ведьмы с настоящей чертовщинкой в глазах в фильмах «Финист-ясный сокол» и «Вечера на хуторе близ Диканьки». И даже в небольших ролях она всегда оставалась королевой экрана. 

Дебютная роль для этой актрисы явилась настоящей путевкой в кинематограф. Хитяева стала объектом любви и подражания для многих советских женщин, которые хотели выглядеть, как она. И делали такую же прическу, покупали такую же одежду и накладывали макияж «под Хитяеву». На самом деле в своей обычной жизни актриса обходилась без макияжа. Если бы она только захотела, то смогла бы стать женой самого богатого человека на планете – Аристотеля Онассиса, который был в нее влюблен. 

Родилась Людмила Хитяева 15 августа 1930 года в Горьком. Отец, по образованию инженер- экономист, в годы войны трудился на военном заводе, потом занимал высокие должности и по роду службы часто выезжал за границу. Мама – Вера Ивановна – военврач первого ранга. Воспитывали девочку строго, но отношения у нее с родителями были очень доверительные. Это взаимопонимание они смогли пронести через всю жизнь, Людмила в любой момент могла прийти к родным и рассказать о своих проблемах и заботах или поделиться радостью. 

Люда никогда не мечтала быть артисткой, но, тем не менее, после окончания школы стала студенткой Нижегородского театрального училища. Вмешался случай – в училище она пришла поддержать лучшую подругу. Там ей понравилось, девушка не чувствовала никакой скованности и стеснения, поэтому, когда кто-то предложил попробовать свои силы, она смело согласилась. Прочитала первое, что вспомнила – отрывок из «Грозы» Островского «Отчего люди не летают, как птицы…». Итог получился неожиданным и закономерным – Хитяева поступила, а ее подружка провалила экзамен. Хитяева училась вместе с Евгением Евстигнеевым. 

Окончив училище, актриса оказалась в Нижегородском драматическом театре. Дебютным спектаклем стал «Учитель танцев», после которого ее задействовали в многочисленных постановках. Людмила обратила на себя внимание писателя Анатолия Рыбакова, перу которого принадлежат книги «Кортик», «Дети Арбата», «Тяжелый песок». Он поговорил с режиссером Исидором Анненским и посоветовал позвать Хитяеву на пробы в ленту «Екатерина Воронина». У нее была серьезная конкурентка – Нонна Мордюкова, но Людмила больше подошла, хотя ей пришлось доказывать, что справится с работой и сумеет передать все тонкости характера своей героини, которой приходится вести борьбу с бюрократией. Внешность Людмилы Хитяевой была несоветская, и даже в роли руководителя она выглядела в первую очередь привлекательной женщиной, а потом уже членом партии. Зрители сразу заметили эту ее нешаблонность. 

После этого за Хитяевой закрепилось амплуа волевой женщины, и многие последующие проекты были точной копией ее дебюта. 

Работа Хитяевой очень понравилась режиссеру Сергею Герасимову, который подыскивал актеров для своего фильма «Тихий Дон». Он предложил ей сыграть казачку Дарью Мелехову, характерную и своенравную. Потом Герасимов позвал Людмилу еще в одну свою картину под названием «Поднятая целина». На роль Дарьи Хитяеву лично утверждал Михаил Шолохов. В одном из интервью актриса рассказывала, что специально учила казацкий говор, обычаи. А тонуть ради достоверности приходилось по- настоящему. Она была настолько органична, настолько перевоплощалась в своих героинь, что ей верили. Но эти роли преследовали ее на протяжении всей карьеры. Режиссеры предлагали жалкую тень подобного. Хотя, с другой стороны, где найти материал такого уровня. 

После этого лучшими работами стали роли в картинах «Евдокия», в которой актриса стала Евдокией Чернышовой, и «Вечера на хуторе близ Диканьки», где она перевоплотилась в Солоху. Сама Людмила считает картину «Евдокия» своей лучшей и любимой работой. В картине проходит вся жизнь Евдокии, от девичества до глубокой старости. Перед каждым дублем гримерам приходилось долго трудиться над ее внешностью – нужно было выбеливать виски, делать морщины. Хитяевой понравилась ее характерная героиня, которая помогла актрисе разрушить сложившееся амплуа очаровательной соблазнительницы. Понравилось Людмиле работать и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»: она была в восторге от своей внешности и пышной накладной фигуры, которую соорудили гримеры. 

80-е стали началом спада в карьере актрисы. Ей перестали предлагать роли центральных героев, звали только в эпизоды. Она стала женщиной на кладбище в картине «Умирать не страшно», женой майора в фильме «Бравые парни». Более заметную роль актриса получила в картине «Влюбленный манекен», но это все равно был не ее уровень. Это послужило причиной ухода из кинематографа, и расставание длилось десять лет. В новом веке актриса пока снялась только в трех проектах – мелодрамах «Покаянная любовь» и «Хлеб той зимы», а также в детективе «Сыщики районного масштаба». 

Людмила Хитяева в свои годы выглядит так, что ей и теперь хочется подражать. Всегда стильно одета, в элегантных шляпках. Наверное, многие из современных зрителей ее не помнят по имени. Но стоит по телевидению показать один из фильмов (особенно часто в эфир ставят «Евдокию»), то большинство, вне зависимости от возраста, не могут оторваться от экрана. 

НА СНИМКЕ: кадр из к/ф "Екатерина Воронина".

Юлия КОНКИНА