НЕГАСНУЩИЕ ЗВЕЗДЫ

Иногда судьба выкидывает такие повороты, что даже авторы самых закрученных бестселлеров не смогли бы их придумать. И путь от юности до зрелости становится настолько полярным, непредсказуемым, что просто диву даешься – один ли это человек. Кто бы мог об этом подумать, предположить в самых смелых фантазиях – рок-музыкант, известный своими хулиганскими выходками, превратится чуть ли не в святого отшельника. Однако сам он убежден, что никакой судьбы нет, нужно жить здесь и сейчас, не оглядываясь на прошлое, не заглядывая в будущее. Совсем недавно смотрела в прямом эфире его интервью, и вдруг печальная новость: не стало актера и музыканта Пётра Мамонова.

В своих интервью, посвященных его 70-летию, он много философствовал о семье и вере, считал, каждый человек рано или поздно приходит к пониманию божьей заповеди. А если нет, то это от лукавого. Сам он смог кардинально изменить свою жизнь только в 45 лет. В том самом интервью его собеседницей стала Ксения Собчак. На первый взгляд, выбор неожиданный. Представить более разных по мировоззрению людей невозможно, но продюсеры и рассчитывали на провокацию. Однако ничего из ряда вон не произошло. Мамонов сохранял благостное спокойствие, и даже Ксения под конец в чем-то приняла его точку зрения. Хотя изначально хотела говорить о бурной молодости артиста. 

В его жизни было всё: эпатажные выступления с группой «Звуки Му», масштабные гастроли, миллионы поклонников, моноспектакли, изматывающие депрессии. Творческий запал талантливого автора не умещался в определенный вид искусства. 

Пётр Николаевич Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Большом Каретном переулке города Москвы, в том самом, о котором пел Высоцкий. Отец был инженером, мать – переводчицей со скандинавских языков. Бунтарская натура будущего музыканта проявлялась уже в детстве. Петра отчисляли из двух школ за клоунские выходки. Например, он был отчислен за то, что устроил взрыв рядом с кабинетом химии. И артистизмом он, видимо, тоже выделялся в юном возрасте. 

Интерес к музыке у Мамонова возник в старших классах. Созданный им дворовый ансамбль под названием «Экспресс» перепел большинство композиций «Битлз», «Роллинг Стоунз» и ещё десятка западных групп. Источником вдохновения были пластинки, привозимые из-за границы отчимом друга. Со временем ему больше импонировали представители так называемой «чёрной» музыки, американцы: Рэй Чарльз, Майлс Дейвис и Айк Тернер. Это увлечение, по мнению одного из друзей музыканта Сергея Гурьева, послужило основой для той «животной, буреломной русской дикости», которой отличалось творчество исполнителя. 

В юности Мамонов попадал в разные пацанские истории, участвовал в драках «стенка на стенку». В одной из таких драк в саду «Эрмитаж» он получил удар напильником в область сердца. Еле выжил. На груди остался характерный шрам, позднее наглядно продемонстрированный в ленте «Такси блюз». Тогда многие думали, что это искусная работа гримеров. 

После школы Мамонов учился в полиграфическом техникуме, а потом поступил в полиграфический институт. Овладел двумя языками: норвежским и английским. Сам зарабатывал себе на жизнь – мать приучила (закрыла на замок холодильник). Как многие молодые люди, был то грузчиком, то кочегаром, то банщиком, то корректором в журнале «Пионер». Но, что зарабатывал, тут же прогуливал с друзьями. 

Чтобы избежать армии, будущий рокер прикинулся сумасшедшим и в связи с этим угодил в психиатрическую клинику на обследование. Там он познакомился с Артёмом Троицким, который потом очень сильно повлиял на карьеру музыканта. 

В 80-е годы Мамонов жил в коммуналке в Чертаново и писал песни. Их у него набралось порядка семидесяти. Так была создана рок-группа «Звуки Му». Коллектив устраивал характерные для того времени квартирники, знакомился с другими представителями андеграунда русского рока. Концерты стали приносить доход. 

В апреле 1985 года, чтобы получить право выступать легально, группа «Звуки Му» проходила прослушивание перед комиссией государственной, вновь образовавшейся организации под названием Московская рок-лаборатория. Мамонов к тому времени уже был женат и имел троих детей. Нужно было кормить семью. Под опекой рок-лаборатории группа дала несколько концертов, в том числе ездила в Латвию по приглашению местного рок-клуба. В конце 1986 года на выставке молодых художников «Звуки Му» дали лучшее в своей истории выступление, о чём написал в журнале «Юность» музыкальный критик Сергей Гурьев. Он также выступил на центральном телевидении в передаче «Музыкальный ринг». 

Дальше Пётр Мамонов взялся за восстановление «Звуков Му», пригласив опытных музыкантов: бас-гитариста Евгения Казанцева и барабанщика Андрея Надпольского. Группа зазвучала совершенно иначе, получилась плотная «стена звука». В 1993 году они выпустили альбом «Грубый закат», а в 1996 году – виниловый диск «Жизнь амфибий, как она есть». Из-за сложного характера и частых отъездов лидера группа распалась. 

В 2003 году в прямом эфире на канале ТВС состоялось знаменитое выступление Мамонова в передаче «Земля-Воздух», где под гитару он впервые за долгое время исполнял старые песни «Звуков Му», а в перерывах отвечал на вопросы музыкальных критиков ведущих радиостанций страны. Выступление получило такой резонанс, что телестудии пришлось выпустить DVD-запись этого эфира. 

Экзотическое поведение лидера группы привлекло внимание молодого кинорежиссера Рашида Нугманова, он пригласил Мамонова на съемки фильма «Игла». На счету Петра Мамонова около двух десятков киноролей. Зрители помнят его самобытную работу в фильме Павла Лунгина «Такси блюз» (1990 год), где он играл глубоко драматичную роль спивающегося саксофониста. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале. 

В 2005 году зрители смогли увидеть уже другого Мамонова в проекте Сергея Лобана «Пыль». Музыкант к этому времени перебесился, принял православие и уехал жить в деревню Ефаново Московской области. 2006 год заставил всех снова заговорить о Мамонове – вышла пронзительная по своей искренности картина Павла Лунгина «Остров». В этом фильме актёр практически не играет отшельника, искупающего своё малодушие в прошлом, он живёт на экране. 

Я встретилась с Петром Николаевичем в 2007 году на презентации этой картины. Он приехал в наш город вместе с Дмитрием Дюжевым. И многие журналисты на фоне успеха сериала «Бригада» хотели общаться именно с Дмитрием. И он засмущался, говоря: «А что я, вы лучше послушайте Петра Николаевича, когда еще будет такая возможность. Не знаю, показалось мне или нет, но Мамонов сильно повлиял на своих коллег по картине, сделав их более одухотворенными. И Дюжев, известный своим непростым характером, вел себя очень примерно и даже благостно. После успеха фильма «Остров» в деревню к Мамонову ездили паломники, те, кто хотел найти путь к вере, узнать, как праведно жить дальше. Но Петр Николаевич не считал себя учителем, полагая, что до сих пор сам еще учится. Когда у него не так давно случился инфаркт, артист не испугался, сказал: ждет встречи с Богом. Наверное, там, на небесах, им сейчас есть о чем поговорить. 

НА СНИМКЕ: кадр из фильма "Остров". 

Юлия КОНКИНА