МИР КИНО 

Когда-то на открытии Года кино наш известный актер Леонид Окунев, имеющий непосредственное отношение к важнейшему из искусств, сказал, что Тюмень – не кинематографический город. Теперь с этим утверждением можно поспорить. 

Лента «Бегство рогатых викингов» по произведению Владислава Крапивина снята именно на местных улицах, с участием наших артистов до сих пор берет приз за призом на фестивалях. А фильм «Тобол», о работе над которым писали все тюменские журналисты, стал вообще сенсацией минувшего года, что и доказывают две высшие награды – «Золотые Орлы». 

Тогда же на тюменском открытии Года кино, проходившем в областной научной библиотеке им. Менделеева, продюсер Олег Урушев только заговорил о столь масштабном проекте. Скептики подумали, что он так и останется на бумаге или в виде эскизов. Но дело закипело, в Тобольске возвели декорации города начала 18-го века, выполненные строго по чертежам того времени. Казалось, над «Тоболом» трудилась вся Тюменская область, каждый хотел принять участие, демонстрируя мастеровые таланты, внешнее сходство с героями той эпохи. Мужчины старательно отращивали бороды (в их числе и мои коллеги), женщины не стригли длинные косы. В результате в массовых сценах можно увидеть наших земляков, не имеющих актерского образования. 

А профессионалам достались роли со словами. Так директор Тюменского драматического театра Сергей Осинцев сыграл Бибикова, говоря современным языком, заместителя губернатора. Уже когда съемки закончились, он вспоминал, как робел перед именитыми партнерами, забывал слова. Но звездные коллеги всегда поддерживали. А еще гордился, что в сцене, где губернатор, князь Гагарин, в исполнении Евгения Дятлова, спускал его с крыльца, снимался без дублера. И, конечно, как истинный актер погрузился в характер своего персонажа. Что двигало Бибиковым? Считает, жажда легкой наживы, когда перед тобой несметные богатства, к которым можно приложиться. Впрочем, зрители сделают и свои выводы, посмотрев более расширенную версию. 

Как я уже писала, в фильме снялась целая плеяда звезд первой величины. Это Дмитрий Назаров и Евгений Дятлов, буквально сроднившиеся с Тюменью и Тобольском и открывшие для себя много нового об исторических личностях. Дмитрий Дюжев (Петр I) и Екатерина Гусева (Екатерина I) не участвовали в тобольских съемках. Но и к своим ролям, казалось, хрестоматийным персонажам, отнеслись с полным погружением. Гусева в одном из интервью рассказывала, что перечитала массу литературы о Марте Скавронской, ставшей впоследствии Екатериной. Почему Петр Великий на ней женился? Какими качествами обладала эта женщина, навсегда приворожив императора? С чем-то режиссер Игорь Зайцев соглашался, но все же в его понимании был выстроен собственный образ Екатерины. По поводу Дмитрия Дюжева на страницах прессы и в социальных сетях разразились настоящие баталии. Одни считали, что Дмитрий справился с поставленной задачей, а другие критиковали на чем свет стоит. 

Агата Муцениеце, сыгравшая Бригитту, очень хотела попасть в историческое кино. Но даже не представляла, насколько сложно по грязи и бездорожью передвигаться в длинных юбках. Когда-то во время интервью она мне сказала, что ее муж Павел Прилучный вряд ли будет смотреть картину, слишком ревнив. Но Павел был и на премьере, и даже собрался посетить Тобольск в рамках экскурсионного тура, организованного в городе после завершения проекта. 

На недавно прошедшей церемонии вручения главной кинематографической премии страны «Золотой Орел», где фильм «Тобол» был представлен в пяти номинациях, две статуэтки достались нам вполне заслуженно. Во-первых, отметили работу художников по костюмам Дмитрия Андреева и Владимира Никифорова. Настолько точно они воссоздали наряды эпохи, причем разных слоев населения: от императора и губернатора до крестьян и пленных шведов. Часто исторические ленты грешат незнанием таких тонкостей. В свое время я была в костюмерной картины, и могу сказать, что увидела настоящие шедевры. Настолько выверены детали, ткани, соответствуя образам героев. Помню, как один мой коллега пытался примерить кольчугу. И его мы вытаскивали всей журналистской компанией, а ведь актеры в них проводили не по одному часу. Отметили также работу художника по гриму Натальи Гориной. Нужно было воссоздать лица 18-го века, а где найти точные копии известных персонажей. На прическу и грим уходило по нескольку часов. Кстати, это касалось не только прекрасного пола, но и мужчин. 

В свое время Олег Урушев на пресс- коференции заявил, что история «Тобола» не закончилась. Впереди еще восьмисерийный вариант для Первого канала. Премьера намечалась на сентябрь прошлого года, но съемки перенеслись из-за пост-продакшна. Теперь называют март. Продюсер обещает не просто расширенную историю, а новые сюжетные повороты, новые решения. У многих актеров роли станут больше, объемнее. Исторические драмы сейчас в тренде, что и доказала последняя церемония вручения премии «Золотой Орел». Да и книга Алексея Иванова «Тобол» разошлась многомиллионным тиражом. А любые споры о фильме только добавляют ему популярности. 

Возвращаясь к «Золотому Орлу». Лучшим сериалом признана драма «Годунов» – новый взгляд на царя, который не должен был оказаться на российском престоле. Дуэт Сергея Безрукова (Борис) и Светланы Ходченковой (Мария Годунова) превзошел все ожидания. Во многом Светлана даже переиграла своего партнера, проживя в роли от юной девушки на выданье до вдовы, потерявшей не просто корону, а свою семью. Несколько «Орлов» у военной драмы Алексея Сидорова «Т-34», в том числе и за лучшую режиссуру. Правда, фильмом года стал «Текст», а сыгравший в нем Александр Петров лучшим актером. Говорят, многим он надоел, но очевидно – только не зрителям. Пусть киноакадемики и шутят: «Скоро он будет соревноваться сам с собой». Лучшей актрисой признана Виктория Мирошниченко («Дылда»). Но это, как говорится, без комментариев. Так же, как и о сериале «Ненастье», может, и талантливом, но вызывающем у меня чувство отторжения. Однако члены жюри тоже люди, и у них может быть свое чувство вкуса. 

НА СНИМКАХ: костюмы к сериалу, удостоенные награды. 

Юлия КОНКИНА