ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ 

ОДНИМ ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЕТСЯ ПАМФИЛ ДАНИЛОВИЧ ЮРКЕВИЧ (1827 – 1874) 

Родился он в Полтавской губернии, селе Липлявое Золотоношского уезда в семье священника. Образование получил в Полтавской семинарии, а затем с отличием окончил Киевскую духовную академию и был оставлен в ней в качестве преподавателя философии (одновременно вел немецкий и французский языки). Блестящая академическая карьера профессора завершилась переходом на кафедру философии Московского университета, где чтение лекций по логике, психологии, истории, философии и педагогике он совмещал с научной деятельностью и работой в учительской семинарии военного ведомства. В числе учеников Юркевича были Вл. Соловьев, В. Ключевский, Б.Чичерин... 

Широкий общественный резонанс вызвала полемическая статья мыслителя «Из науки о человеческом духе», посвященная критике материалистического учения Н.Чернышевского, главным образом его книги «Антропологический принцип в философии». Юркевич обратил внимание на гносеологическую несостоятельность материализма вообще и той грубой формы его, в которой он изложен у Чернышевского. В частности, верой в слепую материю как в субстанцию всех вещей. При этом Юркевич замечает, что материализм терпит крушение при попытке перехода от тела к душе, не учитывая внутренний опыт человека, его сущность, самонаблюдения, чувственные восприятия окружающего мира. А сущность человека, по мнению ученого, это то, в чем укоренена душа индивида, в соответствии с чем она проявляется и чем определяется. Каждый поступает сообразно обстоятельствам, собственным эмоциям, характеру. Но человек не детерминирован всем этим по отношению к внутренним состояниям психики, телу, душе. «Влияние тела на душу, – писал Юркевич, – есть факт, но влиять можно лишь на то, что уже имеется. То есть влияние тела на душу предполагает известную самобытность духовного начала». 

Единство тела и души может и должно быть постулировано, но непосредственно совершается оно лишь Господом Богом. Философ был сторонником целостного понимания человеческого духа, отмечая особую роль сердца как живого средоточия души. В своей работе «Сердце и его значение в духовной жизни человека» Юркевич исходит из библейского учения о сердце как средоточии жизни индивида, разворачивает философско-антропологическую концепцию от Священного писания, ссылается на авторитет отцов церкви, пытается по-новому осветить это учение данными современной науки. 

Ученый рассматривает дуализм сердца и головы, как дуализм души и тела. Под сердцем, следуя апостолу Павлу, Юркевич понимает средоточие души и духовной жизни, подобно тому, как «физическое сердце есть средоточие симпатических и произвольных нервов. Душа – основа сознательной психической жизни, и ее ближайший орган есть сердце». Сердце является залогом целостности человека и его индивидуальности, своеобразия, выраженное не в мысли, а в чувствах и реакциях. Философ пытается убедить читателя следующим образом: «Не древо познания есть древо жизни и не мышление образует сущность человека, а именно жизнь его сердца, его непосредственные и глубокие переживания, исходящие от сердца». Из концепции о влиянии сердца на духовную жизнь социума следует, что человек начинает свое нравственное развитие из движений сердца, достигающего в процессе общения с себе подобным всеобщего счастья, достойного существовать в мире. Нравственность обусловлена метафизическим отношением любви людей по отношению друг к другу, любви сердца к добру. Поэтому разум есть свет, вершина, но не корень духовной жизни. Жизнь зарождается раньше света – в темноте и мраке души, в ее сердечной глубине. 

В работе «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта» философ рассматривает христианский платонизм как эмпирически универсальный опыт человечества, включающий в себя все истинно рациональное и все сверхрациональное, как и все видимое и осязаемое. Корни философского миросозерцания Юркевича заложены в традициях, глубинной основой которых является Православие, и как философ-богослов он считал, что мышление не исчерпывает всей полноты духовной жизни человечества, поэтому в своих трудах стремился к сближению знаний и веры. 

Познание мира связано с движением мышления от идей, через идеи к идее. От воззрений через воззрения к воззрениям. Созерцая действительность, человек раскрывает свое духовное содержание во всей полноте и целостности своих составных элементов. Наука, полагал мыслитель, не должна вмешиваться в объяснение духовной жизни, т.к. она не обладает для этого средствами познания. Приоритетами науки являются природа и человек, а не экзистенциальная духовная сфера индивида. Духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни. Духовное встраивается в предметный мир как историческое взаимодействие деятельности бесчисленных исторических субъектов, представляет сложную совокупность конкретных духовных норм и ценностей. 

Большое количество научных работ Юркевича не известно русскому читателю. В России в издательстве «Правда» (Москва, 1990 г.) издан большой том «Философских произведений», а вот его работы по психологии, истории, филологии, педагогике не знакомы современникам. Выдающийся русский мыслитель В.В. Зеньковский в своей четырехтомной «Истории русской философии» писал о своем коллеге: «Юркевич, конечно, был далеко выше своего времени, и недаром он имел влияние на Соловьева. Можно только пожалеть, что замечательные работы Юркевича почти совершенно недоступны для читателя – они никогда не перепечатывались. Если придет когда-нибудь такое время, когда философские работы мыслителя будут собраны и перепечатаны, его глубокие воззрения вновь оживут для русской мысли». 

Будем надеяться, что такое время наступит и великая русская культура, наука пополнятся, обогатятся бесценными творениями своего великого соотечественника. 

Станислав ЛОМАКИН