В Тюменском драматическом театре прошел мюзикл Свердловского театра музыкальной комедии «Мертвые души». Авторы – композитор Александр Пантыкин и поэт Константин Рубинский, а также режиссер Кирилл Стрежнев предложили свою версию произведения Гоголя.

В город N, N-ской губернии приезжает некий Павел Иванович Чичиков, мошенник средней руки, мечтающий сорвать банк. Правда, пока не придумал, как это сделать, ведь местное общество до сих пор не отошло от визита мнимого ревизора Хлестакова. Еще один знаковый герой Гоголя тоже присутствует на сцене в качестве фантома, нашептывающего Чичикову дурные мысли, подталкивая его к махинациям. Вот только афера с мертвыми душами Хлестакову показалась слишком мелкой, но Чичиков ухватился за нее, не подозревая о расставленной ловушке.

Спектакль напоминает фантасмагорию, где все персонажи немного гротесковые, немного нелепые и живут в каком-то нереальном мире, но так похожем на нашу действительность. Здесь нет положительных героев, и только кучер Селифан пытается хоть как-то жить честно, а еще он мечтает научиться читать и регулярно появляется на сцене с томиком Гоголя. Персонажи поэмы сохранены, но ведут себя сообразно предлагаемым обстоятельствам. Вот жеманно скачет чета Маниловых, интересуясь у Чичикова, был ли он в Париже или Лондоне. Тот, понятно, промышляет по провинции, но гордо рассказывает о любви к Родине, зачем ему какой-то Париж. Рядом бегает недалекий Собакевич, полностью подчиняющийся супруге, Плюшкин торгуется за каждую копейку, но выглядит полным оборванцем. Хозяйственная Коробочка норовит вместе с мертвыми душами впарить Чичичкову полпуда меда. Ноздрев размахивает саблей, вспоминает свои боевые подвиги, но, погрязнув в долгах, готов на предательство.

Крупные начальники, их домочадцы во главе с губернатором выглядят пародией на высшее общество. В провинциальном городе заняться нечем и любой приезжий господин становится объектом пристального внимания дам, и вот уже губернаторша Прасковья Федоровна собирается посватать за него свою скромницу - дочь Лизоньку. Отсылки к произведениям Гоголя появляются постоянно, но особенно ярко крылатые фразы писателя прозвучали во сне Чичикова. Калейдоскоп событий мелькает с бешеной скоростью, становится все яснее, что это в разных вариантах может происходить и по сей день. Особенно впечатляет развязка сюжета. Может быть, ее сжег Гоголь во втором томе «Мертвых душ»? Милая Лизонька оказалась дамой не промах. Она умела не только молиться, но и хорошо рисовать, особенно этот талант ей пригодился при изготовлении фальшивых денег. Аферист и фальшивомонетчица составили прекрасную пару, готовую к дальнейшим приключениям. А губернатор и компания, поняв, что их обманули, застыли в немой сцене.

Перед спектаклем зав. лит Свердловского театра музыкальной комедии Елена Обыденнова рассказала прессе, чего ждать тюменцам от коллектива в следующий приезд. Но сначала мы поинтересовались, не столкнулись ли они во время работы над мюзиклом с гоголевской мистикой.

– Не знаю, относится ли это к мистике, но сначала заболел композитор, а потом поэт. Тем не менее все было написано в срок. Все же мы решили немного подстраховаться, и, когда готовили премьеру, провели презентацию будущего спектакля, показав зрителям несколько номеров. И в канву этого мероприятия была включена фигура Гоголя. Таким образом, постарались выстроить модель отношения Николая Васильевича к тому, что мы придумали, и получить разрешение писателя сыграть этот спектакль. Зрители и критики приняли премьеру очень хорошо, доказательство тому – номинации на «Золотую маску». Это уже третья работа, написанная Пантыкиным и Рубинским специально для нашего театра. До этого были спектакли «Храни меня, любимая» и «Силиконовая дура».

– Первого марта тюменцы увидят детский мюзикл «Кошка». Как он попал в ваш репертуар?

– Несколько лет назад Союз театральных деятелей России объявил конкурс на создание оперетты или мюзикла для детей. На него прислали около сорока заявок, и только с мюзиклами. Специальная комиссия выбрала наиболее достойный и рекомендовала их театрам для постановки. Сначала спектакль, который мы решили сделать у себя, назывался, как и пьеса Киплинга, «Кошка, которая гуляет сама по себе». Кстати, это произведение также выбрал детский музыкальный театр из Санкт-Петербурга «Зазеркалье», но у нас получились абсолютно разные спектакли. Свою постановку мы назвали «Кошка». Режиссер Кирилл Стрежнев решил, что просто показать сказку не так интересно, и он придумал космический мюзикл о том, как на Земле появились такие загадочные существа, как кошки. Кстати, когда мы будем выступать в Тюмени, нам понадобится еще один артист – живой котёнок, надеемся, что жители вашего города откликнутся на эту просьбу.

– И какие у этого актера должны быть таланты?

– Ничего особенного – ему должно быть от двух до четырех месяцев, чтобы он не боялся людей, шел к ним на руки и не страшился громких звуков.