ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Власти предержащие Тюменской области, похоже, всерьез взялись за бизнес. На пресс-конференции для журналистов и предпринимательского сообщества заместитель губернатора Тюменской области Андрей Пантелеев обозначил ключевые направления новой инвестиционной стратегии региона.

Хотя по итогам Национального рейтинга состояния инвестклимата наша область в прошлом году заняла третье место, и объем инвестиций на душу населения составил 148,5 тыс. рублей, это не тот результат, который на самом деле может иметь регион. Ряд инвестпроектов, причем довольно интересных, был не реализован по тем или иным причинам. Чтобы получить более прозрачную картину инвестиционного развития области, руководство региона привлекло к исследованию специалистов международной структуры. В конце прошлого года был заключен контракт с компанией «Маккензи», предоставляющей услуги в области управленческого консалтинга.

– Вместе с ее специалистами сначала провели анализ инвестиционных идей по девяти отраслям. Оценивались конкурентоспособность, перспективность, экспортный потенциал, объем капиталовложений и т.п. По итогам аналитической работы отобрали шесть отраслей экономики, по которым мы можем конкурировать. Это: нефтегазовое оборудование, изделия из полимеров, лес, туризм, стройиндустрия, глубокая переработка продукции АПК, – рассказал Андрей Пантелеев. – На втором этапе работы привлекаем крупных международных экспертов, потенциальных инвесторов, с ними будем прорабатывать проекты и, что называется, приземлять их на нашей территории.

Создана региональная команда специалистов, работающая в тесном взаимодействии с компанией «Маккензи». Ни одно предложение экспертов не принимается на веру. Если какой-то постулат звучит неубедительно, позиция возвращается на доработку. Да, мы ждем, что на нашу территорию зайдут иностранные компании, однако основная ставка сделана на привлечение в регион местных инвесторов. А для этого необходимо наладить работу в муниципальных образованиях.

– Формируя общую стратегию развития региона, мы обязаны прежде всего подготовить инвестиционную стратегию каждого муниципалитета, – отметил замгубернатора. – В каждом из них должны появиться свои ключевые отрасли. Только так мы сможем понять, на чем концентрироваться, что развивать. Таким образом, выработаем реестр проектов, некий Топ-100 региональных инвесторов. В каждом муниципальном образовании организуются инвестиционные команды. В их состав войдут представители муниципальной власти, бизнеса и общественных организаций…

Наша задача – чтобы та команда, которая сегодня будет проводить работу в муниципальном образовании, стала фундаментом для работы по инвестиционным проектам. Мы готовы передать часть полномочий из департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области муниципалитетам, чтобы там потихоньку возникали компетенции, позволяющие принимать решения по конкретному муниципальному инвестпроекту (МИП). Это будет своеобразной предподготовкой к утверждению проекта на региональном уровне.

Уже запущен механизм МИПов, которые дают преференции новым компаниям: снижение до 10% налога на прибыль, освобождение от налога на имущество в течение пяти лет.

Понятно, что одинаковые формы поддержки невозможно оказывать всем, подчеркнул Андрей Пантелеев. Необходимо разделить акценты и сегментировать их: микробизнес, малый, средний и крупный бизнес.

Что касается отмены единого налога на вмененный доход и замены его иными формами (есть опасения, что налоговая нагрузка вырастет на 50%, и это вынудит представителей малого бизнеса уходить в теневой сектор), то, по словам Ларисы Невидайло – уполномоченного по защите прав предпринимателей, она будет бороться за увеличение переходного периода на другие налоговые режимы.

2020 год объявлен в Тюменской области Годом сельского предпринимательства. А это предполагает создание локальной экономики и комфортной социальной среды на селе. Вводится новое понятие – сельский предприниматель, более емкое, чем сельхозпредприниматель.

– Наша цель – выстроить сельские территориальные кластеры. Они должны быть сельскохозяйственными и в то же время ориентированными на работу по разным направлениям. Мы будем развивать не только внутренние коллаборации, но и межмуниципальные, – разъяснил Пантелеев. – Это даст возможность предпринимателям обмениваться опытом.

Курировать это направление будет советник губернатора по вопросам инвестиций, малого и среднего бизнеса Ольга Езикеева. Пилотным муниципалитетом, где стартует инвестиционный проект «Сельский предприниматель», станет Нижняя Тавда.

Не менее интересное направление «Экспорт и семейное предпринимательство». Именно институту семьи, его поддержке и решению назревающей проблемы «демографической ловушки» был посвящен большой блок Послания президента Владимира Путина Федеральному собранию.

В Тюменской области стало больше предприятий- экспортеров, выросли объемы продукции, поставляемой за рубеж. Однако экспортных товаров в регионе не так много. Их можно посчитать по пальцам: продукты питания, продукция переработки, товары стройиндустрии. По мнению президента региональной Торгово-промышленной палаты Эдуарда Абдуллина, развивать экспорт мешает ошибочное представление предпринимателей о спросе на их товары за рубежом и нежелание доводить свою продукцию до экспортных стандартов. Каждая страна требует своего национального подхода к упаковке, срокам хранения, расфасовке и т.п. Необходимо меняться в зависимости от потребностей рынка, в этом залог успеха.

– Любой инвестпроект на территории региона должен быть ориентирован на экспорт, как в Германии, где всё вывозится, и которой по этой причине не страшны никакие кризисы. Если же он будет нацелен только на внутреннее потребление, то обречен. Горизонт развития такого проекта небольшой, – уверен Абдуллин.

Поэтому так важны образовательные программы для предпринимателей, чтобы поднять уровень компетенций бизнеса. Задел уже есть: это и День знаний для предпринимателей, и слеты успешных предпринимателей, и бизнес-инкубаторы. Большую работу в этом плане проводят ТРО ООО «ОПОРА России», «Деловая Россия».

Чтобы получить новые компетенции, нужно брать на вооружение любой опыт. По выражению Андрея Пантелеева, «мы должны пропылесосить весь мир, чтобы собрать все лучшее, что есть в России и за рубежом. Кроме «Маккензи» (это только первый шаг) мы планируем в будущем работать и с другими компаниями».

Пресс-конференция проходила в режиме онлайн. Задать вопрос ее организаторам могли как присутствующие в зале, так и предприниматели и журналисты муниципалитетов. Темы поднимались самые разнообразные – от мер поддержки предпринимательства и экспортного потенциала региона до разработки механизмов венчурного инвестирования и развития экономики Тюмени как города-миллионника. И неизвестно, кому был более полезен такой диалог – аудитории или команде, представившей амбициозную инвестстратегию региона? По крайней мере, Пантелеев постоянно что-то брал на карандаш.

НА СНИМКЕ: Андрей Пантелеев, спикер пресс-конференции.

Ольга РАДУТНАЯ

Валерий БЫЧКОВ /фото/