Казалось бы, Федеральные законы №№ 44 и 223 закрепили за малым бизнесом право участвовать в торгах по государственным и муниципальным закупкам. Однако на практике всё обстоит сложнее, то есть на самом деле малому бизнесу попасть на такой аукцион или победить в нём  довольно трудно. По разным причинам. Некоторые эксперты считают, что и сами законы неидеальны, а значит – по-прежнему есть коррупционные «лазейки».

Как известно, Тюменское региональное отделение общероссийской общественной организации «Опора России» уже двадцать лет  поддерживает   предпринимателей. Не оставляет без внимания и столь актуальную тему как госзакупки. Так, на прошлой неделе по инициативе местного отделения «Опоры России» в Ялуторовске состоялся круглый стол, где обсуждались проблемы, мешающие  малому и среднему предпринимательству участвовать в государственных и муниципальных закупках. Однако мероприятие не ограничилось рамками отдельно взятого муниципалитета. Сюда были приглашены члены регионального штаба Общероссийского народного фронта, активисты проекта ОНФ «За честные закупки», местные и областные чиновники и предприниматели. Модератором круглого стола был эксперт ОНФ РГ проекта «Честная и эффективная экономика» – Сергей Терещенко, он же – руководитель Ялуторовского отделения ТРОО «Опора России».

По сорок четвёртому закону малый бизнес в числе приоритетных субъектов, на который должен приходиться не менее 15 процентов от всех закупок. По двести двадцать третьему среди субъектов-приоритетов – как малый, так и средний бизнес, на долю которых полагается не менее 18 процентов годового объёма закупок (согласно постановлению от 01.07.15 г., распространяющегося на заказы с  выручкой за год более чем десять млрд рублей). С первого января этого года постановление распространяется и на остальных заказчиков. Правительством РФ определены сроки и порядок обязательного перевода всех госзаказов в электронный формат – так планируется повысить их прозрачность и эффективность. Однако, по мнению активиста проекта ОНФ «За честные закупки» Алексея Савоськина, «в России закупочные законы, по сути, убили творчество в бизнесе. Всё зависит от чиновников. Электронные аукционы откатывают страну фактически назад». К слову, в России на сегодня зарегистрировано около 250 электронных коммерческих аукционных площадок и пять государственных. Начальник отдела правового и методического обеспечения управления государственных закупок Тюменской области Евгений Демченко, напротив, считает: «Речь идёт о повышении качества закупок. Первый закон регулирует закупочную деятельность, второй – действия заказчиков. В Тюменской области внедрены стандарты закупочной деятельности, утверждена дорожная карта. В прошлом году 19, 2 процента от всего  объёма заказов в регионе пришлось на долю малого бизнеса». Чиновник отметил, что на достигнутом не намерены останавливаться, предпринимателям направляются письма, чтобы активнее принимали участие в закупках. Рассказал о трудностях, связанных с элементарным неумением малого бизнеса, а возможно, и нежеланием изучать закупочную документацию, заполнять заявки и т. д.

Для сведения: на официальном сайте управления госзакупок есть типовые формы документов и инструкции по заполнению заявок. Ещё один немаловажный аспект, который препятствует малому бизнесу участвовать в аукционах, – контракт на поставку продукции или выполнение работ должен иметь финансовое обеспечение. А когда денег нет, или оборот  мал, то тут уже не до закупочной деятельности.  

Предприниматели подтвердили эту ситуацию. Нам сложно общаться с чиновниками, нет качественного образования, в том числе по госзакупкам, заявил один из молодых представителей тюменского бизнеса. Хотя прозвучала информация, что управление госзакупок в Тюмени проводит такое обучение. По мнению директора службы заказчика Ялуторовского района Павла Робканова, малое количество местных поставщиков на рынке закупок связано с неумением предпринимателей учиться новому, для них это слишком сложно. «Опора России» в лице Сергея Терещенко защитила коллег: «Не верят предприниматели, что получат заказ, вот и не учатся».

Ялуторовск не случайно стал местом встречи общественников, предпринимателей и чиновников на предмет закупок. Из 70 жалоб в прошлом году в управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области 13 были из Ялуторовского района. Семь из них (а это более половины) признаны обоснованными.  Действительно, в Ялуторовске малому бизнесу весьма сложно  стать участником закупочной деятельности. Почему? Внятный ответ на этот вопрос не смог дать даже заведующий сектором муниципальных закупок городской администрации Виталий Чижов.

Местный предприниматель Владимир Осколков поделился опытом участия в муниципальных закупках, категорично заметив: «Не советую лезть в госзакупки начинающим предпринимателям, если нет за спиной своего прочного дела. Сегодня в Ялуторовском районе и самом городе для малого бизнеса закрыты сферы ЖКХ, дорожная. Да они, как говорится, и не про нас. Только один предприниматель участвует в закупках, о котором у нас все знают, - осуществляет поставки ГСМ. В лучшем случае малому бизнесу достаются заказы на поставку канцтоваров, товаров народного потребления. Когда-то я выиграл муниципальный контракт на 700 тысяч рублей,  потом он снизился до 120 тысяч. Зависимость большая от комитета финансов, казначейства и прочих структур, которые говорят: «Мы вам денежки перечислим на следующий год». Жаловаться я тогда не стал. Просто решил больше не участвовать в муниципальных контрактах и госзакупках». Но даже «мелкие недорогие» поставки обходят малый бизнес стороной. Это подтвердил  исполнительный директор ООО «Центр государственного заказа» Андрей Быков: «Почему бюджетные учреждения не пользуются возможностью малого бизнеса в закупках? Он мог бы поставлять мебель, делать ремонт, осуществлять капремонт». Заказчик должен проводить конкурентные процедуры, но на самом деле их нет. Активист проекта ОНФ «За честные закупки» Алексей Савоськин открыл тайну (впрочем, это секрет Полишинеля, который, как известно, знают все): «Заказчик работает по правилам, которые утверждает муниципалитет, что противоречит 223-ФЗ, направленному на развитие конкуренции и устранение коррупции».

Модератор Сергей Терещенко обратился к аудитории: «Кто считает, что половина закупок является договорной между заказчиком и поставщиком?». Поднялся «лес рук». Хочется верить, что заказчик прибегает к этому «не корысти ради», а потому, что надо и заказ выполнить, и отсечь недобросовестных поставщиков. Как пояснил Алексей Савоськин, «при каждой закупке заказчик имеет в виду двух-трёх поставщиков. В пустоту работать глупо. У заказчика есть свои права – обеспечить заявки. Но любой чиновник должен сегодня объяснить – почему он этим правом воспользовался. У поставщика есть право подать запрос. В течение месяца заказчик должен ответить».

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы Тюменской области-начальник отдела контроля над соблюдением законодательства Ирина Поткина подтвердила: «И тот, и другой законы содержат в себе механизмы защиты участников закупок. Если они считают, что их права нарушены, то могут подать жалобы в контрольный орган. Сейчас жалоб стало значительно меньше по сравнению с предыдущими годами». Ирина Поткина рассказала о нарушениях. Они связаны с формированием техзадания, иногда на сайте размещают проект, но он не является частью документации, что приводит к конфронтации с заказчиком. Очень много нарушений о порядке размещения информации о закупке, а также  об исполнении заказа. 

На круглом столе прозвучали рекомендации для предпринимателей. Так, надо следить за электронными площадками государственных и муниципальных закупок, на которых предприниматели разместили документы, чтобы та или иная информация не прошла мимо них. Бизнесмены в силу своей занятости нередко пренебрегают этим, не находят времени, чтобы зайти в Интернет и посмотреть, что происходит на площадке. Как выяснилось, имеют место быть и мошеннические действия, когда с предпринимателей непонятно за какие услуги (например, якобы за работу с документами) требуют дополнительную оплату. Чтобы не попасть в такую ситуацию,  Алексей Савоськин советует внимательно всё прочитывать и для начала заняться маркетингом: «Помните, что вся информация, размещенная на информационной площадке, является справочной, то есть не является юридически значимой. Никогда не получайте информацию от посредников, которые могут работать на ваших конкурентов или оказаться мошенниками. Очертите географию своих действий в районе, в котором собираетесь работать в сфере гос-, или муниципальных закупок. А именно: найдите пять–десять заказчиков, которым хотели бы поставлять продукцию. Отследить закупки этих заказчиков через Интернет несложно. Что нужно закупать, нужно решать на стадии техзадания».

Активисты «Народного фронта» и «Опоры России» посоветовали предпринимателям не бояться обжаловать закупочную документацию, попросили обращаться в данные организации и на сайт «Честные закупки» за консультациями, а главе района порекомендовали заслушать отчёты о закупочной деятельности.

Мила ГУРЕУ