Герои не умирают

Гвардии старший сержант Николай Закоркин. Фото из семейного архива.

Завтра страна будет отмечать День памяти и скорби. В этот день 82 года назад гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Миллионы людей встали на защиту Родины. За выдающиеся подвиги 11657 защитникам страны присвоено звание Героя Советского Союза. Об одном из них нашем земляке Николае Степановиче Закоркине из Ново-Андреевки Сладковского района этот рассказ.

О подвигах на фронте и в тылу

К судьбе Героя Советского Союза Николая Закоркина я прикоснулся в 1975 году во время работы в сладковской районной газете «Трудовое знамя». Близилось тридцатилетие Победы, и ни одного номера не выходило у нас без публикаций, посвящённых этой дате. Мы описывали подвиги земляков на фронте и в тылу, и, конечно же, рассказали обо всех героях Советского Союза, родившихся на сладковской земле.

Сейчас их список пополнился до семи, а тогда известны были только четверо: Павел Дмитриевич Гурьев, Николай Степанович Закоркин, Егор Иванович Иванин и Василий Романович Сысоев. Первым двум звание Героя было присвоено посмертно. Но и живущих очень далеко от своей малой родины Иванина и Сысоева мы не смогли увидеть и потому обо всех (погибших и живущих) рассказывали, так сказать, заочно. О Николае Степановиче Закоркине писать довелось мне.

Как живая память

Без труда отыскал в Ново-Андреевке домик, откуда ушёл в вечность солдат. Вдова Мария Ефимовна, заново переживая вроде бы давно уже выплаканное горе, разложила на столе всё, что осталось от Николая Степановича. Огромная стопа писем со штемпелем «Полевая почта», похоронка, удостоверение Героя Советского Союза... Как живую память ласково разглаживала Мария Ефимовна пожелтевшие от времени бумаги. Прикрыла глаза. Я поднялся со стула и сделал снимок…

Рассказала Мария Ефимовна, как свела их судьба. Было это в 1934 году. Тогда в колхозах выдался богатый урожай, и Ново-Андреевский хлебоприёмный пункт не справлялся с потоком зерна. На помощь прислали людей из колхозов. «Здесь мы и встретились, - поведала Мария Ефимовна. - Я приехала из Каравая, а Николай из Стрункино. Расставаться мы не захотели. Поженились и остались в Ново-Андреевке».

Трудиться Николай начал рано. В тринадцать лет после окончания стрункинской четырёхлетки пошёл работать в только что организованный колхоз. Трудился на току, в поле, стараясь ни в чём не уступать взрослым. Каждый день поражал ощущением новизны: первый трактор на селе, первая машина, первый комбайн. Этот оптимизм, веру в светлое будущее он пронёс через всю жизнь. «Весельчаком был, никогда не унывал, что бы ни случилось. Всё равно, говорил, завтра будет ещё лучше» - вспоминала вдова.

К этому уместно добавить эпизод, о котором недавно рассказал в письме, адресованному школьному музею, двоюродный брат Николая по материнской линии Георгий Иванович Георгиади. Был случай, когда на полевом стане лошади, запряжённые в фургон, в котором сидели дети, от внезапного их шума понеслись. Беда казалась неминуемой. Но на пути оказался Николай. Буквально в прыжке он схватил ошалевших коней под уздцы и остановил. Эта его характерная черта - идти на риск, брать на себя любое трудное дело - ярко проявится на фронте.

Главная высота

«В первый же день войны, - вспоминала Мария Ефимовна, - Николай поспешил в сельсовет. Ну, что скажешь, Коля, с тревогой спросила я, когда муж вернулся. А он погладил меня по голове, взял за руку и сказал, стараясь быть как можно спокойнее: давай собираться, Маруся, пойду бить фашистов».

После учёбы в школе сержантов Закоркин воевал на Волховском, Карельском фронтах. Служил в разведывательном взводе помощником командира. 15 раз ходил с группой в тыл противника. Там за нейтральной полосой, обнесённой с обеих сторон колючей проволокой, они выведывали немецкую оборону, а кроме того почти всегда удавалось взять «языка», который давал ценные сведения. Наградой Закоркину за эти рейды стал орден Красной Звезды. В июле 1944 года, в критическую минуту боя, Николай заменил погибшего командира взвода и поднял бойцов в атаку, первым ворвавшись в траншеи противника. За этот бой получил второй орден Красной Звезды. «В бою Николай шёл всегда впереди наступающих» - напишет о нём командир части Храмов, когда придёт время сообщить Марии Ефимовне о присвоении её мужу высокого звания героя страны. Но до этого ещё была высота, которую надо было взять, чего бы это ни стоило.

…Суровое Заполярье, затянутая туманом крутая гора Большой Кариквайвишь. Накануне штурма Николай сидел с друзьями у подножья горы среди мрачных каменных глыб. Взять высоту, превращённую врагом в крепость, казалось невозможным. «Ничего, - сказал Николай, - закалка есть, справимся». На следующий день 7 октября 1944 года начался штурм. Когда путь наступающим преградил огонь дота, старший сержант Закоркин со связкой гранат отделился от взвода и пополз вперёд. Вот уже совсем близко огнедышащая амбразура дота. Поднявшись во весь рост, Николай метнул связку гранат. Раздался взрыв, пулемёт замолк, но и боец остался лежать, сражённый пулей за секунду до взрыва.

Больше уже Мария Ефимовна не получала весёлых весточек с родным Колиным почерком. А в апреле сорок пятого на её имя пришло письмо от командира части: «Дорогая Мария Ефимовна! Командование и Политотдел Гвардейской трижды орденоносной части извещает вас о присвоении вашему мужу гвардии старшему сержанту Закоркину Николаю посмертно звания Героя Советского Союза, Николай снискал глубокое уважение и любовь у всех гвардейцев своим живым, весёлым нравом, чутким отношением к людям. Он был человеком большого сердца и непреклонной воли. И когда ваш муж в одном бою убил 10 фашистов, взорвал их дот и упал, пронзённый пулей, наши воины с такой яростью кинулись на врага, что перед ними не устояли железобетонные доты немцев. Они достойно отомстили за гибель Николая, уничтожив более сотни гитлеровцев».

И это всё о нём

Почти восемьдесят лет прошло с момента гибели Николая Закоркина. Но герои не умирают. Они живут в памяти благодарных потомков, в названиях улиц, школ, их имена высечены на плитах обелисков.

Ещё при той нашей встрече Мария Ефимовна показала письмо из далёкого Заполярья. Школьники из посёлка Корзуново Мурманской области сообщали: «Николай Степанович захоронен в братской могиле недалеко от нашего посёлка. Над могилой шефствует воинская часть. Здесь часто бывают и дети, и взрослые. Желаем вам, Мария Ефимовна и землякам Героя Советского Союза счастья, здоровья, успехов в труде». (На снимке: мемориал на 29-м км дороги Лиинахамари-Никель возле посёлка Корзуново. Фото из открытых источников).

В 1978 году по постановлению Совета Министров РСФСР имя «Николай Закоркин» было присвоено строящемуся большому морозильному рыболовному траулеру, приписанному затем к Мурманскому морскому порту.

Особо чтят память героя на малой родине Николая Степановича, в Ново-Андреевке. Здесь его именем названы Дом культуры и красавица школа. Как рассказала директор школы Светлана Ускова, подвигу земляка посвящают уроки памяти, а лучшим ученикам предоставляется право учиться за особой партой – партой Героя. Красочные стенды рассказываю о его жизненном пути и подвиге.

Имя Николая Степановича Закоркина носит улица в районном центре. Знают ли её жители, в честь кого она названа? Я провёл блиц-опрос. Первая встретившаяся мне девушка, не задумываясь, ответила: « Героя войны». «Да, знаю, - сказал пожилой мужчина, - это Герой Советского Союза. Родом из Новоандреевки. Читал я о нём в газете. Правда, давно. Конечно, вряд ли все жители это знают. Не лишне бы время от времени рассказывать»…

Памяти героя посвящается районный волейбольный турнир, который ежегодно проходит в Ново-Андреевке. В марте этого года он прошёл в 43-й раз. Глава поселения, организатор и участник этого престижного состязания Евгений Ширшов с гордостью сообщил, что земляки Героя десять раз завоёвывали чемпионский кубок.

Люди живут, пока о них помнят. Потому и необходима светлая память о Николае Степановиче Закоркине, о всех погибших в годы Великой Отечественной войны.


58502