ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

ПСИХОЛОГИЯ

Определений счастья в человеческой культуре существует такое множество, что в них можно легко запутаться. К тому же, они часто противоречат друг другу. Но все в одинаковой степени претендуют на истину. Так что же такое счастье на самом деле? И существует ли оно вообще? С таким вопросом я обратился к человеку, занимающемуся человеческим счастьем, можно сказать, профессионально – коучу, автору и ведущей проекта #ПогналиЖитьКрасиво Надежде Фриссон.

– Надежда, скажите как специалист – что есть счастье? Дар ли это богов, или же просто благоприятный гормональный баланс в организме?

– У каждого из нас своё понимание счастья. Для меня это просто жизнь как процесс. Счастье – оно повсюду, если мы его видим и если позволяем ему быть. Каждый человек счастлив по умолчанию, но, к сожалению, многие об этом не догадываются, потому что гонятся за иллюзиями.

– Справедлив ли афоризм Козьмы Пруткова: «если хочешь быть счастливым – будь им»? Насколько наше счастье зависит от внешних обстоятельств, а насколько – от внутренних установок?

– От внешних обстоятельств наше счастье зависит очень опосредованно, потому что важны не столько обстоятельства, сколько наши реакции на них. Все события нейтральны, а позитивным или негативным значением наполняем их мы сами.

– Я бы не согласился. Большинство событий, конечно, нейтральны и их можно воспринимать как в положительном ключе, так и в отрицательном, но вот, например, какое-нибудь серьёзное заболевание вряд ли можно счесть нейтральным. Про наполнение его позитивом я уже не говорю.

– Могу поспорить. Я всю жизнь изучаю онкологических больных, и многие из них воспринимают свою болезнь как позитивный фактор – способ понять отчего, через какие ошибки пришла эта болезнь и пересмотреть свою жизнь. Многие из людей, победивших рак, именно благодаря ему стали жить максимально наполнено и ярко и сейчас разделяют свою жизнь на «до» и «после». Для них болезнь была поводом познать многое в себе и в мире и пойти дальше.

– Они, конечно, воспринимали её так уже постфактум?

– Нет, в процессе. Заболевание – это обстоятельство, объективная реальность, которая, в силу не зависящих от нас причин, так сложилась. Разумеется, первая реакция на диагноз была негативной – боль, страх, ужас, и для адекватного человека это нормально. Но потом, после прохождения стадий отрицания, гнева, торга, с момента принятия, они восприняли его как повод для переоценки ценностей и перемен.

Кстати, раз уж мы заговорили о ценностях, отмечу, что последние годы, начиная с пандемийных времён, из нас буквально вышибают базовые ценности любви, семьи, дружбы, и не предлагают ничего взамен или пытаются заменить их на казённый патриотизм и воинственность. Поэтому многие люди сейчас не знают, на что опереться и не верят в то, что могут быть счастливыми – ведь их жизнь нестабильна, ориентиров нет и всё в любой момент может рассыпаться. Отчего они начинают искать точку опоры не в себе, а вовне – в лидерах, которые обещают взять на себя ответственность и повести за собой в «светлое будущее». И этим часто пользуются тоталитарные «гуру» или недобросовестные политиканы. К сожалению, от такого положения дел очень сильно страдает и деградирует общество в целом.

– Скажите как практик, что следует делать человеку, чтобы стать счастливым? Или хотя бы почаще чувствовать себя таковым? По пунктам.

– Начнём с самого сложного пункта. Это включение позиции наблюдателя. То есть контроль своих реакций на окружающее, поскольку, как мы уже говорили, человек становится счастливым или несчастным вследствие своего восприятия тех или иных событий. Потому нам надо научиться наблюдать свои реакции со стороны. И самим выбирать, какие из этих реакций проживать.

– Умозрительно я всё это понимаю. Но как такое можно осуществить технически?

– Из известных мне способов – это, в первую очередь, медитация как способность «отключать» мысли. Это довольно сложно. Я, например, практикую подобное очень редко. А вот один из моих друзей периодически ездит на випассаны – так называется практика долгого молчания и нахождения наедине с собой – и ежедневно медитирует по полчаса. И это очень ему помогает в жизни.

Существуют и другие практики. Они сводятся к тому, что ты, грубо говоря, представляешь себя в театре, где смотришь спектакль, в котором ты же являешься главным героем. Чтобы закрепить эту практику, надо делать её часто. Сначала будет очень сложно, потому что нам трудно сфокусироваться на чём-либо, в том числе на практике наблюдателя. Но потом, если приложить определённые усилия, это входит в привычку.

Ещё очень помогают занятия с хорошим психологом или психотерапевтом. В частности я, благодаря им, многому научилась – разбирать себя на внутренние роли, понимать, что в настоящий момент хочет мой «внутренний ребёнок», или как желает проявиться моё внутреннее женское начало… А зная, откуда берут начало те или иные побуждения, начинаешь понимать себя в целом.

Вторым пунктом я назвала бы качество, или, точнее будет выразиться, полноту жизни. Очень страшно, что многие люди живут в непрекращающемся «дне сурка», на автомате. Дом-работа, работа- дом, в выходные – стандартный набор алкогольных развлечений. А между тем потенциально в жизни каждого такого человека есть много факторов, которые могли бы наполнять каждый новый день смыслом. И для этого не нужно никаких денег. Надо просто «слышать» себя, знать, что ты по- настоящему хочешь, и делать это, наполняя каждый свой день смыслом и разнообразием. Да хотя бы просто гулять каждый день по новым местам и маршрутам.

Не менее важен фокус внимания на положительном. Я вовсе не про модную установку «быть позитивным» и видеть вокруг только позитив, фильтруя окружающую действительность. Нет, в жизни бывают неприятности и неудачные дни, и игнорировать это – значит, впадать в иллюзии. Не надо себя обманывать, что неприятностей в жизни нет, а есть сплошной позитив, следует просто понимать, что неприятности эти преходящие, а хорошего всё равно больше, и фокусироваться на этом хорошем.

Приведу пример. В прошлом году у меня был очень сложный период в жизни, и когда я выходила на прогулку в плохом настроении, то видела вокруг себя грязь, смог и мрачных, угрюмых прохожих. А когда настрой мой был весёлым и положительным, то и окружали меня красивые пейзажи, приятные, доброжелательные люди и куча всяких мелочей, которые вдохновляют и делают жизнь лучше. Они ведь на самом деле повсюду, надо их просто увидеть. А для этого уметь правильно расставлять акценты.

Тонкость здесь в том, что, конечно, надо искать позитив, но не навязывать его себе через силу, ибо это прямой путь к неврозам. Если же случается что-то плохое – позволять ему быть, но помнить, что оно преходяще, и не позволять заслонять собой хорошее.

– Насколько эффективны такие психологические техники как аутотренинг, аффирмации и санкальпы, построенные на самовнушении?

– Эти техники работают, но не волшебным образом, как уверяют некоторые приверженцы эзотерики, а потому, что мы вербализуем желаемое и проговариваем это вслух. Проблема большинства людей в том, что часто они сами не всегда знают, что хотят, а если и знают, то не заявляют об этом. Почему желания не исполняются? Во многом потому, что человек не может их сформулировать. Когда же мы знаем, что хотим, и активно заявляем об этом, то помогаем желаемому произойти. Опять же не волшебством, а потому, что от многократного повторения фразы или мысли по-новому формируются нейронные связи, и мозг начинает работать в нужном направлении.

Есть ещё один очень эффективный способ – писать текст аффирмации левой рукой (если речь идёт о «правшах»), как минимум раз десять в день. Помимо закрепления установки, в этом методе есть ещё немало прекрасных «побочных эффектов» – улучшается концентрация, память, развивается мелкая моторика, а также «прокачивается» креативность и способность к творчеству.

– Почему российские люди так угрюмы? Не все, но «в среднем по больнице»? Северный климат тому виной или что-то ещё?

– Нам нравится страдать, это особенность нашей культуры. А ещё нам буквально «впаривают» культ страдания извне. Это очень выгодно существующей социально-политической системе – когда мы страдаем, то восприимчивы к манипуляциям и начинаем заменять свои истинные потребности алкоголем, беспорядочным сексом, статусным потреблением и тому подобным. Если мы несчастны, то, во-первых – управляемы, во-вторых – тратим много денег. Такие манипуляции надо уметь отслеживать и противостоять им.

Главный аккумулятор и ретранслятор несчастья – телевизор. Все эти телепрограммы и ток-шоу, где всем надо посочувствовать и примерить на себя чужие негативные ситуации. Склонность нашего общества к шарлатанству, лженауке и эзотерике, кстати, оттуда же. Когда наше внимание хотят от чего-то отвлечь, то лучший способ для этого – чудеса и битвы экстрасенсов. Чтобы мы абстрагировались и уходили в воображаемый, нереальный мир.

– Следующий вопрос является в какой-то степени продолжением предыдущего. Для многих наших соотечественников выиграть – это синоним слов «кинуть» «отжать», «нагнуть» и тому подобное. Как вы думаете, почему в их представлении собственный профит неизбежно сопряжён с проигрышем кого- то другого? Это от незнания теории игр или национальные особенности такие?

– Это установка, сформировавшаяся в силу различных причин. Кстати, такую модель очень часто выбирают на финансовых тренингах, формулируя её следующим образом – «если один человек богат, то другим неизбежно не хватит денег». Это, конечно, глупость, и вредная глупость. Но она, как и приверженность к страданию, полезна системе.

– И последний вопрос – что бы вы посоветовали бы почитать взыскующим счастья? Полки в книжных магазинах буквально ломятся от книг по популярной психологии, так что очень трудно сориентироваться в этом изобилии.

– Первое, что приходит в голову, это книги Вадима Зеланда. Они почему-то подаются как эзотерика, но на самом деле это психология, только по-другому «завёрнутая», возможно, в маркетинговых целях. Они посвящены тому, о чём шла речь в начале нашего разговора, – как выти из замкнутого круга и начать жить другой, более яркой и продуктивной жизнью.

Ещё очень посоветовала бы книги иркутской писательницы Ирины Сёминой. Её сказки-притчи очень терапевтичны, над ними можно плакать, смеяться, проецировать сюжеты на свою жизнь, и тем прорабатывать свои внутренние проблемы. После её книг многие бросали курить и избавлялись от других ненужных привычек и установок. И это не волшебство, это – психотерапия.

Роман БЕЛОУСОВ /фото из архива Надежды Фриссон/


57135