ТУРНИР ПАМЯТИ «ЖЕЛЕЗНОГО ШАХЛИНА» НАПОМНИЛ…

НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ

Под занавес ноября в послужном списке Тюменского центра спортивной гимнастики, начавшего свою «трудовую биографию» весной прошлого года, появился новый турнир. Эти открытые региональные соревнования, собравшие полторы сотни юных спортсменов из пятнадцати городов Уральского, Сибирского и Поволжского федеральных округов, посвящались легендарному гимнасту, уроженцу города Ишима Борису Шахлину, ушедшему из жизни в 2008 году.

Успешнее всех «медальную жатву» провели хозяева дебютного турнира – воспитанники первой тюменской спортшколы. Победу в гимнастическом многоборье праздновали Ксения Синельникова и Дмитрий Леонтьев, выступавшие по программе мастеров спорта, Тимофей Капустин – по программе кандидатов в мастера, перворазрядник Эльдар Фатихов, второразрядники Софья Шварц и Дмитрий Панов и третьеразрядник Никита Дымов. Лишь три высшие награды достались иногородним гимнастам. Одну из них увезла в Ялуторовск кандидат в мастера спорта Юлия Иванова. Две отправились в Ишим, их обладателями стали перворазрядница Анна Ключникова и третьеразрядница Виктория Стиченская – чем не подарок легендарному земляку в год его 90-летия.

– Ишим у нас всегда славился гимнастами, – информирует директор региональной федерации этого вида спорта Валентина Трубина, старший тренер отделения гимнастики СШ-1.– Спортивная школа этого города располагает приличным гимнастическим залом, оснащённым современным оборудованием, квалифицированными тренерскими кадрами, регулярно поставляющими своих воспитанников в сборную области. На октябрьском первенстве России, проходившем в Пензе, наш регион представляли, в том числе, и две ишимские гимнастки: Аня Ключникова и Яна Рагозина. Около шести лет работает отделение гимнастики в спортивной школе Ялуторовска, чьи воспитанники постоянно занимают призовые места на областных первенствах. Традиционно сильна гимнастическая школа в Тобольске. С января этого года отделение гимнастики заработало в спортшколе Голышманово. Восьмого декабря у нас стартует чемпионат области, так что посвящённые Борису Шахлину соревнования, которые, надеюсь, станут традиционными, можно назвать генеральной к нему репетицией.

Что ж, мне тоже верится, что этому турниру уготована долгая жизнь. А ещё, что когда-нибудь и у Центра спортивной гимнастики, коим откровенно впечатлился даже титулованный екатеринбуржец Давид Белявский, капитан олимпийской сборной, сенсационно выигравшей в Токио командное первенство, появится памятник «железному Шахлину». В Ишиме такой был открыт в декабре 2011-го на небольшой площади у сельскохозяйственного техникума (позже он будет переименован в многопрофильный). Открыт аккурат накануне 105-летия его первого тренера Василия Алексеевича Порфирьева, с которым мне довелось плодотворно общаться на протяжении шести лет своего ишимского жития. За это время много чего узнал о Борисе Анфияновиче, как говорится, из первых уст. То, например, что рано осиротевший Борька Шах (детское прозвище одного из лучших гимнастов всех времён) в спортивном плане был парнишкой разносторонним: неплохо катался на коньках, играл в хоккей и футбол, прилично плавал и бегал на лыжах, демонстрируя (под настроение) на своих «деревяшках» умопомрачительные спуски с крутых заснеженных берегов. Но главным увлечением самовольного подростка стала гимнастика, вне которой он не мыслил своего существования.

В этом самолично убедился, дотошно работая с внушительным порфирьевским архивом, включавшим, в том числе, и увесистую подшивку стенгазет под названием «Юный спортсмен», выпускаемых воспитанниками Порфирьева с 1944 года. «У Шахлина Бориса и Карповича В. плохая дисциплина на уроках. Или дисциплина у вас должна быть 5, или уйдите из физкультурного коллектива», – вычитал в рукописном издании «ЮС» за 1 января 1945 года.

Видимо, «перспектива» отлучения от любимого занятия, исходившая от принципиальных сверстников, подействовала на будущего обладателя семи золотых олимпийских медалей похлеще всяких педсоветов. Во всяком случае, в районной газете, датируемой мартом того же года, обнаружил информацию о победном выступлении ишимских гимнастов на матчевой встрече с тюменцами, в которой сообщалось, что «по программе второго спортивного разряда первенствовал Борис Шахлин». А в сентябре 1946-го имя юного сибиряка впервые прозвучало на всю страну. Тогда в центральной печати появилось сообщение о победном выступлении сборной Ишима и её лидера Бориса Шахлина на проходивших в Ленинграде (сегодня Санкт-Петербург) Всесоюзных соревнованиях по гимнастике среди четырнадцати команд второй группы…

Возвращаясь к упомянутому выше памятнику Борису Шахлину, замечу, что стальная фигура почётного гражданина Ишима обращена лицом к городскому стадиону. Как раз там в 1997 году мне посчастливилось познакомиться с Борисом Анфияновичем, прибывшим в город своего детства в качестве почётного гостя проходившей там спартакиады городов и северных районов области. А эксклюзивному общению с легендарным гимнастом я обязан своему безвременно ушедшему из жизни сокурснику по Омскому ИФК Валентину Зуеву, тогдашнему председателю областного спорткомитета. Накопленная же за годы общения с Порфирьевым информация избавила меня от необходимости транжирить дефицитное время на выуживание «нетиражированных подробностей» времён ишимской жизни титулованного визави. Благодаря такой экономии наше недолгое общение тет-а-тет, прошедшее на окраине малой родины Шахлина, где показательно выступали мастера северного многоборья, наградило меня откровениями, услышать которые от живой легенды мировой гимнастики даже и не грезил.

Не удивительно ли, что ему, тогда ещё студенту Киевского ИФК, выполнившему (на проходившем в 1952 году во Львове первенстве ЦС ДСО «Буревестник») мастерский норматив, нацепить заслуженный значок было некуда «из-за отсутствия в скудном гардеробе пиджака». А разве не удача, услышать шутливый шахлинский комментарий, последовавший за его признанием в любви к шахматам, в которых разряда не имел, но с Ефимом Геллером однажды сыграл вничью?

Привожу сказанное им дословно: «В гостиничном номере после какого-то банкета, устроенного организаторами встречи спортивных звёзд с народом, полусонный Фима неохотно согласился сгонять партейку и после третьего хода с радостью принял моё предложение о мировой».

Думаю, вряд ли кому-то из провинциальных журналистов Борис Анфиянович рассказывал до этого, что на свои премиальные за выступление в олимпийском Риме, где им были завоеваны четыре золотые медали, две серебряные и одна бронзовая, он смог купить… «Волгу». Или о том, что продал почти все свои медали коллекционерам, чтобы материально поддержать живущего в Тюмени осиротевшего племянника. А каково было услышать от «железного Шахлина» покаянное объяснение случившемуся в 1967 году (после рядовой тренировки) инфаркту, поставившему крест на его спортивной карьере: «Это расплата за курение. Я ведь смолить бросил только в 78-м, когда меня второй раз хватануло»…

Тот наш «разговор по душам» Борис Анфиянович завершил крепким дружеским рукопожатием. Прощаясь, вручил наспех подписанную фотографию с автографом и датой: 4/Х-97, которую бережно храню в своём журналистском архиве – «Сергею от меня. До скорой встречи в Киеве». К сожалению, воспользоваться приглашением не довелось.

НА СНИМКАХ: Борис Шахлин; памятник Шахлину.

Сергей ПАХОТИН /фото Андрея ПАВЛЮКОВА, Светланы НЕЧАЕВОЙ и из архива автора/


56925