ВАКАНСИИ ЖДУТ СПЕЦИАЛИСТОВ

СУБЪЕКТИВНО

Еще месяц назад и эксперты, и чиновники предупреждали о росте безработицы. А теперь ситуация на рынке труда меняется с точностью до наоборот.

В начале сентября президент Путин говорил: «Сейчас в так называемом простое, вынужденных отпусках или заняты неполный рабочий день почти 234 тысячи работников». Глава государства оговорился, что в масштабе страны это «небольшие цифры». Тем не менее, он признал, что «растет количество людей, находящихся под риском увольнения» и «для конкретных отраслей, для предприятий и населенных пунктов сложности возникают серьезные».

А в третьей декаде октября глава Минтруда Антон Котяков говорил, что ситуация на рынке труда остается стабильной: «Мы видим не только отсутствие роста безработицы, но даже снижение – как по методике МОТ, так и по регистрируемой безработице». Эти данные подтверждают аналитики платформы онлайн-рекрутинга HeadHunter: уровень конкуренции за рабочее место в среднем по России по-прежнему находится на отметке пять человек, что и впрямь нормально. Центробанк РФ в бюллетене «О чем говорят тренды» за октябрь 2022 г. написал, что «частичная мобилизация в условиях низкой безработицы создает новые вызовы для производственных процессов и поддержания объемов выпуска». Особо выделен сегмент малого и среднего предпринимательства.

О новых вызовах и поговорим. Судя по свежему опросу сервиса «Работа.ру», 37% руководителей, специалистов по кадрам и рекрутеров в ближайшие три месяца ждут на рынке труда снижение активности соискателей. Почти 80% бывших работников ушедших из страны иностранных компаний устроились. Солидная доля опрошенных сервисом полагает, что до конца года женщины будут искать работу активнее мужчин. Особенно в сферах, которые не получили право бронировать сотрудников. Сегодня компании предпочитают не молодых мужчин, которых еще вчера встречали с распростертыми объятиями, а людей старшего возраста и даже без опыта работы. Мол, такие сотрудники могут обеспечить компаниям стабильность. Зафиксирован даже рост вакансий на временную занятость, в том числе – мигрантами.

Президент SuperJob Алексей Захаров объясняет такие тенденции кризисными ситуациями: «…когда не понятно, что будет завтра, люди сами очень неохотно выходят на рынок труда, имея даже самую плохую работу».

Власти надеются блокировать новые тенденции ростом производительности труда. Глава Мин- экономики Максим Решетников в октябре на пленарной сессии форума «Производительность 360» предложил продлить и расширить соответствующий нацпроект до 2030 г., включив в него предприятия ЖКХ, туризма, санаторно- курортного отдыха и здравоохранения. Охват нацпроектом социалки и медицины оправдан еще и тем, что оттуда ушли специалисты после отмены «короновирусных» доплат. В результате к 2030 г. поддержку получат более 11,7 тыс. компаний, обучение пройдут почти 200 тыс. работников, которые смогут продвигать практики бережливого производства.

Инициативу Минэка поддержал куратор нацпроекта первый вице-премьер Андрей Белоусов. В правительстве аргументируют тем, что её реализация не требует больших инвестиций, тем более что и брать-то их, по сути, неоткуда. Аргумент эффективности чиновники подтверждают практикой. Половина участников нацпроекта (около 2 тыс.) уже ускорили производство на треть, выработку продукции – на 50% и увеличили доходы на 61 млрд руб.

– Это в четыре раза больше, чем государство инвестировало в нацпроект за время реализации, – сообщил на форуме Решетников. – То есть, нацпроект давно окупился с точки зрения инвестиций государства. Общий вклад участников проекта в рост ВВП приближается к 400 миллиардам рублей.

Однако нашлись эксперты, сомневающиеся в том, что ставка только на рост производительности труда оправдается на все сто. И вовсе не потому, что проблема не актуальна. Во-первых, условия изменились кардинально. А во- вторых, директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон обращает внимание даже не на эффект мобилизации – он отсылает к доковидным демографическим прогнозам Росстата.

– Они показывали, что к началу 2030-х годов численность занятых в возрасте 20-39 лет должна сократиться примерно на четверть по отношению к 2017-2019 годам, – говорит эксперт. – Это колоссальное сжатие рабочей силы, сильнейший шок для экономики. И дело не только в ее простом сокращении. Производительность труда варьирует по возрастным группам: она растет примерно до 40 лет, после чего перестает расти, а у многих снижается.

И если сейчас молодая группа находится на растущем участке своей производительности, то к 2030 году она с пика уже сойдёт, что скажется и на ВВП. Причем, с 2010 г. разница между мужчинами и женщинами колеблется вокруг 10,5 млн не в пользу сильного пола.

Гимпельсон согласен с результатами опросов, приведенных выше, относительно приоритета для компаний безработных женщин среди соискателей. Однако, по его словам, у женщин и сейчас высокий уровень занятости.

– Помимо этого, – говорит эксперт, – очень многие распространенные позиции до сих пор были преимущественно мужскими. Например, водители такси. Конечно, женщины там встречаются, но крайне редко. Но если взять водителей самосвалов, крановщиков, сварщиков и так далее, то «женскими» эти профессии могут стать только в ограниченной мере.

Автодилеры в середине октября рассказали «Ведомостям», что автомеханики и автослесари в массовом порядке уходят с работы, опасаясь повесток. Одна крупная компания лишилась 5,5% специалистов. Если доля перевалит за 12%, автодилеру придется резко сокращать обслуживание. «Между тем, если до марта сервис давал в среднем 40–50% итогового финансового результата, – говорит директор «Автостата» Сергей Целиков, – то в последние месяцы, после резкого роста цен и снижения спроса на автомобили, эта доля может доходить до 70–80%».

Или – много ли женщин пригодятся на стройках? Монтажницы- высотницы были популярны лишь в советских известных фильмах и песнях о комсомольско- молодежных стройках. Сегодня Общественный совет при Минстрое называет другие решения. Отрасли требуется еще 3–5 млн человек, а на учете в органах занятости состоят более 1,8 млн россиян, которые долго не могут найти работу. Совет – при центрах переподготовки в регионах создать «мобильные строительные бригады», которые будут работать по контрактам. По словам руководителя Совета Рифата Гарипова, каменщиков и укладчиков можно подготовить достаточно легко и быстро, но на учебу электрогазо- сварщиков, монтажников, электриков и бетонщиков уйдет больше времени.

Заметьте, о мотивации самих потенциальных участников «мобильных бригад» речь не идёт. К тому же, по словам Дмитрия Голева, коммерческого директора OptimaDevelopment, застройщики не горят желанием этим заниматься. Значит, считает Голев, время и деньги придется тратить девелоперам. А эффект весьма проблематичен.

Власти Кемеровской области действуют решительнее: 7 октября они объявили трудовую мобилизацию студентов последних курсов вузов и техникумов. К примеру, в моногороде Осинники с населением 40 тыс. остановились шахты (в стране моногородов более 300). «Студенты, заняв места мобилизованных земляков, получат оплачиваемую практику по профилю и помогут предприятиям Кузбасса сохранить темпы производства», – говорил губернатор Сергей Цивилев. В СУЭК уточнили, что готовы трудоустроить совершеннолетних студентов без удостоверений о возможности работы на поверхности, а также организовать практику для получения основных шахтерских профессий. Президент ООО НПО «Взрывное дело» Вячеслав Буханов выставил два условия: обучение по специальности «Горный инженер подземный» и проживание по местоположению компании – в Прокопьевске. Он отметил, что студентов придется обучать на месте «еще минимум полгода».

На прошлой неделе «Известия» сообщили, что трудовую мобилизацию учащихся последних курсов профтехучилищ, техникумов, колледжей и вузов начали (или присматриваются) шесть регионов. Координатор программы – Центр опережающей профессиональной подготовки – получил 161 заявку от 38 предприятий и выполнил 134 из них.

Не мешает ли привлечение к работе на заводах студентам учиться и не нарушает ли их права? Адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев уверен, что нет. А с юридической точки зрения, инициатива властей Кузбасса даже не является настоящей трудовой мобилизацией. Правда, для студентов должны составлять индивидуальные планы. Тогда можно успешно совмещать работу и обучение, подчеркнул юрист.

Обострилась ситуация и в АПК Тюменской области, пишет РБК Тюмень. По данным областного департамента труда и занятости, предприятия на начало октября открыли 2154 вакансии. К примеру, в агрохолдинге «Юбилейный» в разгар уборки призвали 30 человек.

– Мы взаимодействовали с муниципалитетами на предмет отсрочки: чтобы людей забирали не на следующий день после получения повестки, а спустя две недели, – рассказал РБК Тюмень генеральный директор агрохолдинга «Юбилейный» Сергей Мамонтов. – Но это, конечно, полумеры: в растениеводстве работы носят цикличный характер, важен каждый этап. Поэтому считаю, что необходимо включать аграрные профессии в списки подлежащих бронированию.

В «Юбилейном» растят кадры внутри компании, со школьной скамьи. Привлекают высокими заработками: за уборку, по словам Мамонтова, комбайнер может заработать до 400 000 рублей, 300 000 из которых – заработная плата, 100 000 – единоразовая премия за намолот в объеме 2700 тонн.

Кстати, о заработках тюменцев. Судя по опросу HeadHunter, лишь 30% респондентов устраивает доход, а 66% – нет. Хотели бы, чтобы заработок более чем удвоился 19%, а еще 21% остались бы довольны просто удвоением.

Конечно, власти регионов ищут разные способы восполнения внезапного дефицита кадров не от хорошей жизни. Профессор МГУ Наталья Зубаревич поясняет: «Основная проблема – это не потеря рабочих, а утечка мозгов». «Мобилизация и миграционный отток привели к ухудшению экономической динамики, связанному с шоками одновременно как спроса, так и предложения», – говорит руководитель отдела макроэкономического анализа «Финама» Ольга Беленькая. Согласно Росстату, в сентябре темпы падения промышленного производства ускорились до 3,1%, хотя еще в августе, прежде всего – за счет ОПК, промышленность показала лишь небольшой спад – 0,1%.

Добыча полезных ископаемых упала на 1,8%, а по газу и вовсе на 26,4%. В обработке спад ускорился с 0,8% в августе до 4% в сентябре. В автопроме годовой минус составил 77,4%.

Металлургические заводы снизили выпуск стали на 6,2% к августу и на 9,9% в годовом выражении. Вырос выпуск лекарств (11,9%), одежды (+5,6%) и продуктов питания (+1,8%). А потеря объемов, пишут аналитики ЦБ, разгонит инфляцию. Кроме того, регулятор повысил прогноз утечки капитала из страны.

Игорь ОГНЕВ


56593