НА ДРУГА НАДЕЙСЯ, НО САМ НЕ ПЛОШАЙ

СУБЪЕКТИВНО

К первейшему другу, Китаю, так или иначе, будем возвращаться, а сейчас посмотрим, какую поддержку получаем сейчас и что ждать в будущем от других возможных друзей. Для начала стоит сказать, что все они пытаются усидеть на двух стульях.

Вот – Индия. Она, в отличие от других стран-импортеров российской нефти, в сентябре особенно резко, на 40%, сократила суточные закупки. Даже Китай чуть меньше. Весь экспорт сырья по миру упал ниже 3 млн баррелей в сутки сравнительно с мартом. Индия сократила закупки после посещения Нью-Дели делегации США во главе с замминистра Минфина. Он предложил стране присоединиться к «потолку цен» на российскую нефть, о чем договорились страны ЕС. Индия тогда заявила, что рассмотрит предложение, если будет обеспечена альтернативными поставками. Например, из Ирана или Венесуэлы.

Другая проблема – еще в июле Россия добивалась от Индии расчетов за нефть в дирхамах Объединенных арабских эмиратов, рупиях или рублях. От рубля Индия отказалась сразу, ссылаясь на то, что курс его сильно скачет. Дирхамы не прошли через банк ОАЭ, но с рупиями может получиться: Центробанк Индии в конце сентября разрешил открыть спецсчет в Газпромбанке.

Однако уже после этого ЕС начал обсуждать введение санкций против Газпромбанка, который избегал их из-за расчетов в рублях за экспорт газа в Европу. Но экспорт теперь упал на 40%. По размеру активов ГПБ (по факту) превратился в новый ЦБ, аккумулируя остаток валюты за нефть и газ. Если его отключат от международной системы SWIFT, то и расчеты с Индией даже в рупиях могут подвиснуть.

В конце сентября стало известно: страны «семерки» договорились о потолке цен нефти на российский сорт Urals примерно на уровне цен в Азии. Это предполагает скидку около 30%. Потолок устанавливали, предполагая, что он будет заметно выше себестоимости добычи в России, однако экспорт сырья основательно сократит доходы бюджета, что, собственно, уже и происходит.

Москва не будет продавать нефть тем странам, которые станут следовать ограничению, в очередной раз предупредил вице-премьер Александр Новак в интервью Bloomberg. Потолок цены он назвал «очень плохим прецедентом». Добавим, что многие эксперты, в том числе – международные, говорят, что изрядное число обходных путей позволит пробивать потолок.

Что касается Индии, то, по словам Игоря Юшкова, ведущего эксперта Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности, она, скорее, не может, чем не хочет покупать российскую нефть. Дело в том, что доставка её подорожала чуть не вдвое из-за фрахта танкеров и страхования грузов. Страна наращивает покупку сырья из Африки, что дешевле. «Это очень тревожный звонок, – говорит эксперт, – потому что мы делаем ставку именно на два рынка сбыта как основные после ухода из Европы – Индию и Китай».

Если эмбарго ЕС на российскую нефть вступит в силу так, как там рассчитывают, то неприкаянными могут остаться 1,25 млн баррелей в день, оценивают аналитики GoldmanSachs. Едва ли весь этот объем купит КНР: НПЗ страны уже под завязку перерабатывают максимум российских сортов. И тогда России придется критически снижать добычу сырья.

Между тем, индийцы пока вкладываются в наш нефтегазовый комплекс, хотя Россия, оценивают эксперты, по части сырья не заменит для Индии Саудовскую Аравию. Индийцы хотят, чтобы Россия оставалась рынком для их товаров и надежным техническим партнером. Речь даже не о военно-промышленном комплексе, а о технологиях добычи нефти и газа, шельфовых разработках, подводных и космических исследованиях. Совершенно неожиданно экономика знаний, на которую Россия не делала и не делает ставку, выходит на первый план. Если говорить о сфере IT, России необходимо будет сотрудничать с индийцами для налаживания поставок дефицитного «железа».

Заглянем теперь на Ближний Восток, в первую очередь – в ОАЭ. На прошлой неделе мировые игроки неотрывно следили за интригами вокруг нефти. Страны, входящие в ОПЕК+, согласовали снижение добычи сырья на 1-2 млн баррелей в сутки. От этого зависят цены мирового рынка и доходы членов клуба. И России в том числе.

Масла в огонь подлили противоречивые прогнозы Международного энергетического агентства и ОПЕК о нефтяном мировом рынке на четвертый квартал. Если МЭА прочит снижение добычи к августу, то ОПЕК, как ни странно, за увеличение. Аналитики комментируют существенное расхождение «ненормальным временем», когда рыночные факторы уступают политическим.

Прошлая среда это и подтвердила. На самом деле, с рынка уйдет примерно 1 млн баррелей, поскольку еще в июле ОПЕК добывала на 2,9 млн баррелей ниже квот.

Прежде всего, снижение добычи на руку ОАЭ – цена сырья на мировом рынке уже поднялась. А Россия при нынешней цене своего сорта, по оценкам некоторых экспертов, может терять около $1 млрд в месяц. С другой стороны, эксперты по Ближнему Востоку, например, Николай Кожанов, научный сотрудник НИУ ВШЭ, отмечают, что хотя у Саудовской Аравии и ОАЭ свободные мощности вроде бы позволяют качать больше, но никто и никогда не проверял это в реальности, да еще – на долгосрочную перспективу.

Тем более, Россия, продавая нефть с грандиозной скидкой, в первую очередь, Китаю и Индии, отняла часть этих рынков у стран Залива. Взамен последние стремятся постепенно освоить место России в Европе, где она стала персоной нон-грата.

В ОПЕК снижение квот называют решением техническим, а не политическим, реакцией на цены, которые с февральских $140 упали более чем на треть. Саудовской Аравии, например, нужна цена $80, чтобы балансировать бюджет. «Многие страны (ОПЕК), – говорил на прошлой неделе министр топливных ресурсов Нигерии Тимипре Сильва, – заложили в бюджеты-2023 цену в $90, и если её не будет, это дестабилизирует их экономики». А, кроме того, более чем вдвое упавшие с 2014 г. инвестиции в отрасль толкнут резко и деструктивно взлёт цен в будущем.

Однако тот же Кожанов из ВШЭ считает сокращение добычи несколько близоруким: «(Гипер) высокие цены на нефть всегда несут корни будущего снижения и ценового кризиса. Опять же в нынешних условиях загадывать о чем-то больше чем на год (а то и месяц) нереально…».

Вашингтон уже пообещал по- прежнему выводить на рынок нефть стратегических резервов. Там решение ОПЕК оценили картельным сговором. В заявлении Белого дома также говорится, что Байден будет готовить с Конгрессом законодательные меры, чтобы «ограничить контроль ОПЕК за ценами на энергоресурсы».

В Конгрессе США около 20 лет находится законопроект, разрешающий Минфину подавать иски к странам картеля за нарушение антимонопольного законодательства и конфисковывать их активы в США в случае признания виновными. Теперь его могут снова взять на рассмотрение. Конгрессмены еще рассматривают законопроект, обязывающий президента США требовать от стран ОПЕК прекратить согласование квот на добычу и цены, а также привлечь ОПЕК к суду во Всемирной торговой организации.

Кроме того, чиновники Белого дома размышляют о том, чтобы запретить экспорт продуктов нефтепереработки, чтобы сбить цены в стране. Тем более что в ноябре выборы в Конгресс, а, чтобы не творилось в мире, во «вражеских странах» забота о населении всегда была на первом плане.

Что же касается ОАЭ, то отношения королевства с Западом напряглись раньше. В начале октября стало известно, что вице-премьеру шейху Мансуру бен Заиду Аль Нахайяну грозит уголовное расследование в Великобритании за помощь российским миллиардерам, убегающим от санкций. Они, говорят юристы, «все чаще обращаются в офис шейха Мансура» для сокрытия своих доходов. По их данным, более 38 привилегированных бизнесменов и чиновников владеют в ОАЭ имуществом на более чем $314 млрд. Это больше половины золотовалютных резервов России. Словом, каким боком обернется дружба со странами Залива, покажет будущее.

Поуютнее место в мире выбирают себе и другие «друзья» России. Турция после введения санкций стала одним из важнейших каналов внешней торговли, в том числе – параллельного импорта. В первом полугодии взаимный оборот вырос в 2,3 раза, а по итогам года – еще больше. Однако после того как в июне Анкару посетила делегация из США, оборот начал сокращаться. В минус ушли как поставки в Россию, так и экспорт из нее.

С потребительскими товарами проблем немного, но импортеры, пытающиеся завозить высокотехнологичную продукцию, жаловались на отказ турецких посредников участвовать в этих схемах. Например, продукция с полупроводниками и транзисторами поставляется в Турцию с отметкой «запрет на реэкспорт в РФ». «Нам запретили везти через Турцию запчасти для самолетов – [производители] их очень жестко контролируют», – сетовал директор компании «Шатл-логистик» Никита Казаринов.

Местами блокаду удается прорвать, но в целом «инвестиционный и промежуточный импорт» восстанавливается медленнее всего, признают чиновники. Он год к году отстает почти наполовину, а импорт из ЕС с мая «в 3–4 раза ниже среднего за 2021 г.», оценивают «Твердые цифры». Именно от него зависит успех импортозамещения, признавали российские чиновники и независимые эксперты.

Не всё ладно и с газом. Резкое снижение поставок ЕС превратило Турцию в крупнейшего клиента «Газпрома» и ключевой хаб транзита российского газа на юг Европы. После сочинских переговоров Путина и Эрдогана в августе Турция получила от России кредит $5 млрд на строительство АЭС «Аккую» и пополнила истощенные резервы своего ЦБ. Весьма кстати: лира сильно упала к доллару, а инфляция зашкаливает под 80%. Однако в середине сентября Эрдоган попросил скидку в цене для Турции в 25%, а турецкая национальная газовая компания BoruHatlariilePetrolTasima AS предложила отложить некоторые платежи до 2024 года.

Госбанки Турции вслед за частными остановили обслуживание российских карт «Мир». Её запустили в 2015 г., и с тех пор выпустили 134 млн штук. Кроме Турции, проблемы возникли в Казахстане, Вьетнаме, Узбекистане, хотя все они – члены ШОС. На прошлой неделе представители Центробанков России и Турции на встрече в Казани обсуждали возможность использования нашими туристами карт турецкой системы TROY и других банков. Однако все схемы, пишет «Коммерсантъ», страдают существенным недостатком: они «пойдут в обход не только отечественных банков, но и всей платежной инфраструктуры. Разрешив любую из схем, Банк России запускает в страну троянского коня, который никак не будет им контролироваться или регулироваться. То есть, предполагается допустить ровно то, для борьбы с чем были созданы Национальная система платежных карт и «Мир».

Можно рассказывать о действиях других «друзей», однако картина не изменится. В связи с этим вспоминается слегка измененная поговорка: не имей сто друзей, а мозги свои лелей.

Продолжение. (Начало в № 37).

Игорь ОГНЕВ


56378