Александр Мирзаян: «НАШЕ РУССКОЕ ДЕЛО – ВЕДАТЬ И ПЕТЬ!»

ПСИХОЛИНГВИСТИКА 

Советский и российский бард, ученый-физик, поэт, писатель, философ Александр Мирзаян прочел множество книг, древних и современных. Откуда мы? Кто мы? И куда идем? В поисках ответов на эти вопросы провел немало времени в беседах с выдающимися поэтами, учеными, музыкантами. И сделал для себя немало открытий. Так родилась необыкновенная лекция «Песенно-поэтический принцип организации Мира, Мышления и Бытия». 

– То, что я говорю, иногда звучит неправдоподобно и пафосно. Но это говорю не я! Это говорят философы древности, священные писания, целые культуры и философские школы! Допустим, я привожу слова Платона. Но сам Платон вырос из целой цивилизации! Он – обобщатель определенных идей греков, египтян, иудеев, – отметил Александр Мирзаян. 

Все сказанное им далее было похоже на гимн Слову и Музыке. А еще удивительной взаимосвязи красоты и генетики, чисел и образов, духа и материи. 

ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ ИЗ СЛОВА 

Если открыть Священное писание, притчи Соломоновы, то в главе 18, стихах 20-22, написано: «Жизнь и смерть – во власти языка. И любящие его вкусят от плодов его, и наполнят чрево свое тем, что будет исходить из уст твоих. Произведением уст своих насыщается человек». 

Индийская богиня Вач говорит: «Любящих меня – награжу. Уходящих от меня – утоплю в пучине вод». Это сказано об исходе от языка. 

То есть все в действительности творит то слово, что было в начале. И произошли мы не от пап и мам, а от языка! 

Наукой установлено: человек рождается двухправополушарным. Как и обезьяны. Правое полушарие отвечает за образное, нелогическое мышление. Язык, взаимодействуя с материей, с мозгом, выращивает левое полушарие, словное, логическое. Структуру, которой мы мыслим. 

Немецкий философ, один из столпов философии XX века Хайдеггер, пишет: «Сущность человека вырастает из языка. Мышление – есть поэзия. А поэзия – это системный язык мозга». Она охватывает оба полушария, и мы мыслим целостно. 

«Поэзии магический кристалл!» – написал Пушкин. Именно этот кристалл создает оптику, которая собирает все элементы в целое. Без поэтического начала никакой оптики быть не может. 

Другой наш великий соотечественник Василий Тредьяковский вопрошал: «А что есть поэзия? Это писание словом, мерой и числом». По сути, это определение матрицы: слово, мера и число. 

И нейробиологами доказано, что певец «впевает» в нас национальный язык. Даже в Священном писании сказано: «И слово плоть бысть, и вселися в ны». То есть, язык взращивает в нас то, что становится человеком. Без языка ребенок превращается в Маугли. Если до 6 лет он не был в речевом пространстве, ему уже никогда не приобрести человеческий интеллект. 

Так происходит рождение человека из слова. Когда мы говорим, что язык создал человека, это надо понимать в нейробиологическом смысле! Родители дают нам лишь тело. Замечательный философ и ученый Николай Вашкевич писал: «Нация – не раса, кровью – не передается». 

РУССКИЙ ЯЗЫК – ЯЗЫК МОЗГА 

Мы существуем в полной зависимости от языка, и поэты это прекрасно понимают. Они говорят: «не я владею языком, а язык владеет мною». Это фраза Бродского. Но еще ранее ее произнес Огарев. А затем великий русский философ Константин Леонтьев напишет: «Я хочу не социалистического, не капиталистического человечества, а поэтического. Ибо только поэт видит мир целиком и понимает, что значат божественные законы». 

Очень много работали со словом евреи. Они всегда позиционировали себя книжными людьми. Родины у них не было, но была Книга. И они погружались в нее, как в Родину. И русский человек также абсолютно логоцентричен. Он тоже существует в слове. Оно для него – все! 

Ученый-нейробиолог Иван Павлов писал: «Мы, русские, обладаем очень странным менталитетом. Мы не видим реальности. Мы видим только слова. Они заслоняют для нас весь мир». Поэтому на картинку с пожаром мы реагируем гораздо меньше, чем на слово «пожар». 

Таким образом, русский мозг – онтологичен. Он восходит не к материальности, а к тому, что стоит за материей, к тому, что ее творит, к слову, как к творящему началу. И в этом смысле мы – русские – ближе других наций к формированию реальности. «Русский язык испробовал все арфы мира и выковал такие звуки, которые предназначены для какого-то величайшего служения», – писал Гоголь. Иосиф Бродский вторит: «Пока существует такой язык, как русский, поэзия – неизбежна». А дальше: «Перо на русском стремится к святости». 

А святость – это и есть служение. Работа. Труд. Русские монахи построили Русь, все ее монастыри. Монахи создали азбуку! «Русский язык – это язык переводчиков, и на нем звучит весь мир», – писал Осип Мандельштам. 

Андрей Курбский, поссорившись с Иваном Грозным, пишет ему из Литвы: «Иване! Давай жить, как Европа живет!». А Грозный ему ответил: «Ты мне говоришь про Европу, а Россия не Европа! Россия – есть Израиль!». В те времена Израиль означал священное православное царство. И Романовы построили в последующие столетия Новый Иерусалим – новый град на холме, который должен светить миру. Не править миром, как американский Капитолий, а светить. 

ПОЭЗИЯ – МАТЕМАТИЧНА 

Все философы древности считали, что они должны быть математиками и поэтами. Наука, по выражению нобелевского лауреата Ильи Пригожина, «есть поэтическое вопрошание природы, и попытка воспроизвести ее ответ в строгой логической форме». Как появилось слово «формула»? Дословно – «точность заклинания», «фор» и «мелос»: формула. Мы все знаем геометрию Евклида. Но перед ним был Евдокс. И он говорил, что «Евклид был поэтом, а я всего лишь музыкант». Следом великий Декарт напишет: «Поэт – учитель математиков». Это повторил великий русский математик Андрей Колмогоров, создатель лучшей в мире математической школы, где изучали и поэзию, и музыку. 

Академик Колмогоров написал немало научных работ, посвященных математике в поэзии. Это означает, что структура поэтического текста – математична. В музыке существует закон октав. И точно так же устроен наш геном. В свое время академик Румер говорил, что генетические и поэтические тексты обязаны быть идентичными. 

Нейробиологи считают, что именно через поэзию открываются смыслы, которые линейным текстом и мышлением не открыть. Поэзия – это своего рода канал. Именно двадцатый век стал веком русских научных открытий. И параллельно это был век поэзии и музыки. Куда бы ни пришла наука, там уже побывала русская поэзия. 

Поэт не обязательно предсказатель. Он просто подготавливает сетевые структуры мозга к восприятию нового. Однако есть и поэты-провидцы. Андрей Белый еще в 1921 году предвидел атомную бомбу и жертвоприношение в Хиросиме и Нагасаки. Известный поэт Леонид Губанов – феноменальная фигура в русской поэзии. «Другое знамя будет виться, другие люди говорить…», – писал он еще в 60-х годах прошлого века. 

Как они это делают? Они используют магический кристалл поэзии, о котором писал Пушкин. Задействуют сетевые структуры мозга, которые видят мир в его целостности. Слово, музыка, поэзия способствуют возникновению синоптических связей между нейронами мозга. И потому поэты, певцы гармонии так часто становятся провидцами и пророками. 

Великий математик Федор Богомолов считает: «Язык будущей научной элиты – русский». Он более других приспособлен для обживания белых пятен в науке. Ученый уже 30 лет преподает в США. И значит, эта его фраза сказана неспроста. 

Кто главный герой русских сказок? Иван-дурак. Дурак, а всегда находит нужные ответы. Первое название муз – фурии. Безумные, бушующие, вдохновенные. Фурия – фуро – дуро – дурак – дурачиться, безумствовать, выходить за общепринятые рамки. Вот в чем наше призвание! Вести мир к свету, и лучше всех остальных решать тупиковые, с точки зрения линейной логики, парадоксальные задачи. 

Другое дело, что русские не всегда могут использовать научные открытия в практическом смысле. Русский ученый сделал открытие – и ему этого довольно. Но ведь кто-то же должен перевести открытие в практическую плоскость. И потому Василий Розанов писал: «Дайте немца! Дайте русскому началу немецкое воплощение!» 

Так родилась русская философия. Владимир Соловьев перевел на русский промыслительный язык Шеллинга, Канта, Гегеля, и задал основание русской философской мысли. Следом появились Бердяев, Шестов, Булгаков, Флоренский, Федоров и другие. 

ПЕСНЯ КАК ПРЕОБРАЖЕНИЕ 

Гомер называет поэзию энтузиазмом. И Платон тоже. Энтузиазм: «энтео» и «азм». Бог во мне! И поэтому «властью песни быть людьми могут даже змеи, властью песен из людей можно делать змей». 

Первый учебник по музыке был написан Дамоном, учителем Платона. И он писал: «Песня может созидать, песня может разрушать, песня может исцелять, песня может ввергать в безумие. Изменение в песнопении влечет за собой изменение в государственном устройстве». Ни больше, ни меньше. 

Что такое песня? Она обживает меня, я обживаю ее. Песня – это опыт, концентрация жизненной энергии. И Татьяна Черниговская, очень известный ныне ученый, биолог, филолог, говорит, что когда мы поем песни, музицируем, то это влияет на нашу генетику. Песни и музыка включают гены, которые при других обстоятельствах молчат. Поэтому в народе есть замечательная поговорка: «Песенка – к богу лесенка». 

Удивительно, что во многих языках мира, певец и отец – это одно и то же слово. Адам на шумерском языке означает и отец, и певец. И в Коране сказано, что Аллах сотворил человека из поющей глины. А песня – это власть, царство, основание, красота, разум. 

Александр Мирзаян выразил сожаление, что в современном социальном и культурном пространстве чаще всего мелькают посредственные поп-звезды, а не люди высочайшего интеллекта, к примеру, такие, как российские академики Петухов, Смольянинов, Топоров и другие, внимать которым – одно удовольствие. 

– Порою находишься в их обществе, и думаешь: боже мой! Вот она – русская жизнь! Вот она – Россия, где говорится обо всем. Это люди, которые знают и математику, и литературу, и живопись, и музыку! У них сумасшедшая память! 

К слову, тезаурус барда и философа Александра Мирзаяна тоже не менее потрясающ! В нем тысячи имен, терминов, названий книг, научных работ, музыкальных произведений, философских трактатов. 

– Как свершается чудо жизни, я пытаюсь объяснить уже 25 лет, – говорит он. – Ушел из физики, занимаюсь только языком, философией, этимологией. Вы бы видели, что у меня творится в комнате! Это ужас: кругом одни книги. И закладок больше, чем книг! 

Наверное, это тоже своего рода подвиг. Причем не отшельнический, во спасение своей души. «А чего с ней церемониться, чего ее беречь?», – писал о душе великий предшественник Мирзаяна Булат Окуджава. Наоборот, подвиг русского человека, обращенный ко всем людям Земли. 

НА СНИМКЕ: Александр Мирзаян. 

Радослав ВАСИЛЬЕВ /фото автора/ 


56206