НА ПЕРЕКРЁСТКЕ ТРЁХ ДОРОГ…

СУБЪЕКТИВНО 

Дмитрий Белоусов, руководитель одного из ключевых направлений Центра анализа и прогнозирования макроэкономических процессов (ЦМАКП), близкого к правительству, подготовил доклад о трёх сценариях движения экономики. Первый можно назвать железным занавесом, второй – инерцией, а третий – борьбой за рост вместе с модернизацией. Все три прогнозируют сохранение санкций на 10-15 лет.

Подозреваю, что не только я многое бы дал, лишь бы послушать, как автор доклада обсуждает его за рюмкой кваса с родным братом, Андреем Белоусовым, первым вице-премьером правительства. Последний недавно заявил, что пик спада реальных доходов остался позади и «россияне будут больше потреблять уже в этом году». Боюсь, такая возможность не представится. На прошлой неделе наш экономический гуру академик Абел Аганбегян в интервью «Бизнес-онлайн» дал свой прогноз. В III-IV кв., когда кризис достигнет максимума, 25-30% населения могут оказаться в нищете. Сейчас, по данным ученого, 18% россиян «живут на нищенском уровне»: их доходы не дотягивают до прожиточного минимума, установленного правительством на уровне 13 919 рублей в месяц. «Это люди, которые думают, что купить поесть. Они не могут зайти в обычную «Пятерочку» и заплатить за то, что им понравилось», – говорит Аганбегян. 

Поближе рассмотрим три дороги, начертанные Дмитрием Белоусовым. По одной из них, возможно, и будем топать. Вот только выбор не за нами – не старую сказку о богатыре на развилке читаем. 

Но прежде чем говорить о «правилах движения» по дорогам, автор обрисовывает фон, на котором реализуются все три сценария. На самом деле, и доклад-то назван куда как шире: «Что делать? Контуры сценариев долгосрочного прогноза». То есть речь там идёт не только про экономику, а и за жизнь. Автор оговаривается: сейчас нет смысла вдаваться в детали, то бишь в конкретные цифры изменения ВВП, курса рубля и прочие параметры. Санкции – это надолго. Даже отмена их (о чем и речи сегодня нет!) – технически сложный бюрократический процесс. А потому переждать санкции, словно пандемию, не удастся. 

Однако тут же господин Бело- усов пишет, что «санкционный режим всегда подвергается постепенной эрозии». И ссылается на многолетний опыт Ирана, исследованный разными экспертами. Правда, время – надежный учитель. Оказалось, и «недруги» не лыком шиты, тоже учли, как именно Иран выживал. Недавно стало известно, что ЕС начал координировать с США будущую систему контроля соблюдения санкций всеми странами. Ликвидировать дырки и разные уловки типа параллельного импорта или продажи нефти, маскируя страну добычи, должно помочь новое ведомство ЕС, что в конце июня одобрено Советом Евросоюза. За аналог взято американское Управление по контролю иностранных активов Минфина США. В его полномочиях – финразведка, планирование и применение экономических и торговых санкций. Скорее всего, деятельность такого ведомства, по крайней мере, не облегчит жизнь россиян. 

К особенностям общего фона, какими их видит Белоусов, мы будем возвращаться по ходу. А сейчас представим первый сценарий, который автор назвал «Автаркия», а другие экономисты – «Железным занавесом». И понятно почему. 

«Россия (в максимально возможной степени) все делает сама», пусть и за счет снижения технологического уровня продукции, падения её потребительских и эксплуатационных характеристик, снижения уровня жизни населения. 

В сложившихся условиях реализация такого варианта, комментирует Белоусов, чрезвычайно маловероятна, 10-15%. А потому, дескать, не стоит принимать во внимание саму его возможность и подробно анализировать. «Однако на переходе практически к «военной экономике», он (вариант) может оказаться едва ли не единственно возможным в случае резкой эскалации конфликта России со странами – геополитическими противниками». 

Далее Дмитрий Белоусов, не сговариваясь с академиком Аганбегяном, к «особенностям нынешней ситуации» относит и «отсутствие достаточного «запаса прочности» в социальном отношении». По его мнению, ситуация стабилизировалась «на очень низком уровне благосостояния». И хотя в последние годы удалось не допустить скачка абсолютной бедности, однако множество россиян, «находящихся в «пороговой ситуации», относительно небольшое снижение доходов может вытолкнуть в бедность». 

Поэтому, делает вывод Бело- усов, «любая разумная антикризисная политика, как и политика развития, должны опираться на обеспечение благосостояния (за счёт ли попытки «заморозить» ситуацию, за счёт ли активной политики перераспределения работников между закрываемыми и развиваемыми отраслями – вопрос важнейший, но отдельный)». 

Выше цитировались общие цифры прогноза академика Аганбегяна. Хотя и они настораживают, но дьявол, как всегда, кроется в деталях. А они кричат. 

Почти 70% россиян последние 3 года говорят о финансовых трудностях, выяснили социологи ВШЭ. Одежду в секонд-хенде покупают 74%. 

В августе в Приангарье обнаружили убитыми двух ягодников. По предварительной версии, местные сборщики в штыки встретили чужаков, к тому же резко подорожали черника и голубика. 

Президент Путин, в начале августа встречаясь с врио губернатора Кировской области Соколовым, призывал бороться с алкоголизмом и отметил его причины: «От низких доходов граждан, от ситуаций, связанных с этими моногородами…». Встречаясь на прошлой неделе с губернатором Владимирской области Авдеевым, глава государства обратил и его внимание на то, что в регионе диагноз «алкоголизм» или «алкогольный психоз» поставили в 2021 г. в 122,6 случаях на 100 тысяч жителей. Это в 2,6 больше среднего. Президент посоветовал губернатору «развернуть пропаганду здорового образа жизни». 

В первом полугодии, рассказал «Коммерсанту» генпрокурор Игорь Краснов, преступность сократилась. (По данным МВД, всего на 1,8%). Но вот ущерб от неё к прошлому полугодию вырос в 2,5 раза, достигнув 1,5 трлн руб. 

За последние два года 2680 женщин погибли от семейного насилия – это 71% всех убийств женщин в России. 

В Нижнем Новгороде 13-летний подросток зарезал сверстника. А вот и такой факт: в августе в Вольске Саратовской области мать задушила 3-месячное дитя за громкий плачь. Подобных случаев – десятки. Резко упала рождаемость. Женщины, по данным Института социологии РАН, все реже и позже выходят замуж. Многие предпочитают жить без мужчины. Более четверти детей воспитываются без отцов. Психологи говорят о затмении материнского инстинкта, социологи – о низком уровне интеллекта. И вряд ли здесь спасет возрожденное звание «Мать-героиня». Ведь, чтобы получить его, следует не только родить, но и воспитать минимум 10 детей. А кормить, одевать, учить их нужно здесь и сейчас. 

Июньский опрос проекта «Хроника»: каждый четвертый перестал общаться с друзьями и родственниками; у 43% случались приступы тревоги или депрессии. Спрос на антидепрессанты, по данным Центра развития перспективных технологий, за полугодие подскочил на 66%, хотя препараты на треть подорожали. По данным Центра экстренной психологической помощи МЧС, большинство обращений связаны с суицидальными намерениями. 

Смертность от наркотиков в 2021 г. выросла на 37%. 

Уже после публикации «Что делать?» в беседе с агентством URA.RU Д. Белоусов заявил, что для снижения уровня бедности «надо применять пособия и выдавать платежные карточки». Их нельзя обналичивать для покупки алкогольных напитков, табачной продукции, предметов роскоши и оплаты азартных игр. «Эта система более мягкая, чем американские карточки на продовольствие, но идея та же», – пояснил экономист. 

Белоусов добавил, что борьбой с бедностью по большей части должны заниматься местные власти. Но для этого следует решить ряд проблем: сбалансировать региональные бюджеты; увеличить зарплату бюджетникам; снизить давление на средний и малый бизнес, который может взять на себя заботу о части бедных. 

Напомню, идею о карточках власти мусолят с 2015 г. В феврале Госдума подготовила соответствующий законопроект. Обещали с 1 марта выдавать карточки пенсионерам. И где они? 

Говоря о фоне всех трех сценариев, господин Белоусов называет основные «оси неопределенности» на длительный период. Среди них – мировая экономика и социально- экономическая политика. Впрочем, вовлеченность в эти процессы России снижается в любом сценарии. Важным (но сложным для оценки) является «почти инвариантное» (абсолютное) снижение более чем на 15 п.п. внешнеторговой открытости России (это отношение полусуммы экспорта и импорта к ВВП). 

Дело еще и в том, что, кроме последствий пандемии, глобальный кризис подпитали санкции. Но вызвавший их бумеранг прилетел и в Россию. Последствия в нашей экономике описал Центробанк. В первую очередь, мировой кризис не смягчит, а усилит санкции. Во-вторых, резко, до $35 в 2023-24 годах, может подешеветь главная кормилица бюджета – нефть. А это потянет за собой чуть не на треть падение экспорта, за ним в тех же пропорциях – импорта. И – очередной удар по рублю. Курс его, несмотря на все заверения чиновников, никак не хочет снижаться до комфортных 70-80 рублей и штопать рвущийся бюджет. Значит, ЦБ сильно и резко в очередной раз поднимет контрольную ставку. Тогда прощайте дешевые кредиты бизнесу и, что печальнее, населению. 

Хотя сегодня, как и пишет Д. Белоусов, оценить все изменения невозможно, но среди экспертов, комментирующих доклад ЦМАКП, все больше тех, кто считает: Россия движется в сторону экономик, опирающихся на внутренний рынок. Так, Олег Буклемишев, доцент кафедры макроэкономической политики и стратегического управления МГУ, полагает, что нынешняя ситуация в России, скорее, соответствует сценарию «автаркии». 

– Основная развилка для российской экономики сейчас связана не со степенью активности государства и бизнеса, как следует из второго и третьего сценария ЦМАКП, – считает эксперт. – Если санкции затянутся, это множит второй и третий сценарии на ноль. В этом случае с экономикой все будет намного хуже, чем можно представить: после неизбежного провала ВВП восстановительный рост будет низким. Мы не сможем удовлетворять потребности населения и развивать что-то новое, а будем потихоньку гнить и заполнять ниши, освобожденные западным бизнесом. 

И Наталья Орлова, главный экономист Альфа-банка, считает, что страна в какой-то степени уже пошла по пути «автаркии». Темпы роста экономики, считает эксперт, будут зависеть от того, удастся ли России найти новых торговых партнеров и закупать оборудование, оставаясь вовлеченной в рынок технологий. В противном случае страна уйдет в полную экономическую изоляцию, что в кратко- срочной перспективе будет чревато намного более серьезным спадом. 

Вторую дорогу и её обочины исследуем в следующий раз. 

P. S. Получил пенсию. Индексированную аж на 66 руб. 89 коп. Радуюсь! 

Игорь ОГНЕВ /фото из открытых источников/


55861