МЕДВЕДЬ

РАССКАЗ 

Володька Шилов жил в небольшой деревушке, где было домиков тридцать. От других его отличала некоторая замкнутость. Нет, со сверстниками он был рубаха-парень. Вместе с ними пропадал на речке, где рыбачили и купались до гусиной кожи, поскольку температура приуральской реки Лилии даже в летнюю жару не превышала 17-19 градусов. Вместе лазали за огурцами и подсолнухами в соседние огороды (там же все вкуснее), да и удаль свою проверить: вот какие мы ловкие! 

Словом, обычный мальчишка. Но слыл он в деревне прекрасным знатоком грибных, ягодных и малинно-смородиновых мест. Когда бы в лес за ягодой не уходил, всегда возвращался с полным кузовком. Не раз взрослые и ребятня пытались выследить, где Володька удачу находит. 

Но бесполезно, он словно чуял слежку за собой и исчезал буквально перед носом у односельчан, которые, кстати, окрестности знали не хуже. 

Но однажды пристали к нему три девчонки: 

– Володенька, ну проведи нас к своим лесным богатствам. Крути нас по лесу, путай, мы все равно не запомним, куда ведешь. Просто очень хочется набрать малины. Уже не раз ходили в лес, но обильных мест не находили. Сделай доброе дело. Жалко, что ли, тебе? Чай, в лесу ягоды не убудет. 

Словом, уговорили. Собрались задолго перед рассветом, ибо до места назначения надо было топать и топать. Шли весело. Девчонки негромко пели о любви, а потом принялись о чем-то щебетать. Володька прислушался. Разговор шел о том, что в окрестном лесу якобы появились медведи. 

– Представляете, – говорила подружкам Светка Абрамова, – это потому, что в округе леспромхозы всё под корень вырубают, вот и приходится им нетронутые места искать. 

– Да брось ты, Светка, бабьи сплетни собирать. Какие медведи? У нас дедушка семьдесят лет с лишним в деревне прожил, ни одного косолапого не видел. Сказки все это, – возразила Настя Бестужева. 

– Правда-неправда, а осторожность не помешает, – подытожила Волегова Танька. – Давайте далеко друг от друга не отходить, быть в поле зрения. 

И тут у Володьки созрел провокационный план: и девчонок напугать, и места малинные не выдать. 

Окрестность он действительно знал, как отче наш. В том числе охотничьи пути-дороги, костры попутные. Улучив момент, он отстал от девчонок, отыскал очаг старого костра и положил в карман несколько угольков. 

Но, к чести Вовки, девушек он довел до заветного малинника. Забыв обо всем, они кинулись собирать ягоды. А парень тем временем забежал вперед, разукрасил лицо углем и заревел медведем. 

Девчонки побросали корзинки и рванули в сторону деревни. Поняв, что соперницы удрали, Вовка с видом победителя стал обирать малиновые заросли. Довольный, насвистывая какую-то мелодию, он ловко складывал урожай в короб. Как вдруг нос к носу столкнулся с медведем, тот лакомился малиной. Мгновение, которое обоим наверняка показалось вечностью, разрядилось неожиданно: медведь кинулся в одну сторону, Володька – в другую. Опомнился, когда показались крыши деревушки. Еле дыша от страха, он на ватных ногах переступил порог дома. Мать, увидев Володьку в таком состоянии, попыталась выяснить причину. Но тот, буркнув про усталость, сбросил с плеч березовый короб и убежал на сеновал. Проспал он дольше обычного. Встав, нехотя поел и осторожно вышел на улицу. А тут Светка Абрамова. Увидев Володьку, бросилась к нему и стала расспрашивать, где он был, когда они наткнулись на медведя? 

Володька, опустив голову и помолчав, пробурчал: 

– Да я, как и вы, без оглядки умчался в деревню. Еще бы, ведь это была не собака и даже не волк, а медведь…

Василий МИХАЙЛОВ 

 


55774