ТЕРРИТОРИЯ НАДЕЖДЫ

ПО ПОВОДУ 

БУДЕТ ЛИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ЗЕЛЁНЫМ? 

До конца 90-х годов Тюмень действительно была зелёным городом. Затем власти взяли курс на последовательное сокращение численности деревьев и кустарников.

Острую нехватку зелени единодушно отмечают горожане. Чтобы не углубляться в историю (слишком мрачная вырисовывается картина), достаточно указать на городской сад по улице Ленина. Его изрядно проредили – и вот вам «лысый» Цветной бульвар. Свое название он, видимо, получил не от слова «цветы», а от разноцветных аттракционов. В центре и по сторонам «взлётно- посадочной» полосы бульвара вполне можно было сохранить деревья и кустарники, оставить хотя бы зеленые островки напротив ЦУМа и возле цирка. Кому пришло в голову строить там капитальные сооружения, в которых сейчас разместились рестораны? Другое дело – детские аттракционы. Всю оставшуюся площадь должны занимать зелёные насаждения и газоны. 

Облысела и превратилась в «аэродром» огромная площадь 400-летия Тюмени перед драмтеатром. А сквер у музея «Городская Дума»? 

Больная тема – озеленение набережной реки Туры. Если бы при вводе её в эксплуатацию высадили больше деревьев и кустарников, то теперь там можно было хоть как-то укрыться от жары. Для посадки деревьев и сейчас имеются свободные места на склонах набережной, есть широкие площадки возле моста Влюблённых и Ильинского монастыря – надо только разобрать часть плитки. В прошлом году на очень узеньких полосках в районе монастыря всё же высадили несколько деревьев, но этого явно недостаточно. 

Необоснованное расширение пешеходной зоны за счёт сноса деревьев и сокращения площади газонов является общей тенденцией. Один из последних примеров – благоустройство зелёного уголка на пересечении улицы Мельникайте и проезда Геологоразведчиков, где установлен памятный знак первой скважине. Да, асфальтовое покрытие местами нуждалось в ремонте, однако дорожки не только заменили, но и необоснованно расширили. Хотя в таком перенасыщенном транспортом месте надо, наоборот, уменьшить их количество и сосредоточиться на озеленении. 

В муниципальной программе «Развитие благоустройства и охраны окружающей среды в городе Тюмени на 2012-2014 годы» в числе основных проблем были указаны неравномерность распределения зеленых насаждений и озелененных территорий общего пользования, а также несоответствие благоустройства нормативным требованиям. Обеспеченность тюменцев зелёными насаждениями (парками, садами, скверами) в 2011 году равнялась 8,46 м² на человека, при этом уровень озеленения территорий административных округов разнился: в Центральном округе этот показатель составлял 4,18 м² на человека, в Ленинском – 7,97, в Восточном – 1,63, в Калининском – 3,3. К 2014 году значение общегородского показателя должно было достигнуть 8,79 м² на человека. 

В ноябре 2014 года утверждается новая Программа на период до 2020 года. В ее тексте показатели обеспеченности населения озеленёнными территориями общего пользования уже не приводятся, исключен пункт – «повышение уровня озеленения города Тюмени», зато появился другой – «повысить уровень благоустройства озелененных территорий». Администрация города признаёт, что площади озеленённых территорий в отдельных районах снижаются в связи с изъятием земельных участков для строительства капитальных и линейных объектов. 

В представлении Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры (2018 г.) об устранении нарушений закона, внесённом в администрацию города, указывается, что площадь парков, садов, скверов, бульваров, а также лесопарков составляет 3 631 545 м², то есть 4,73 м² на человека, что кратно меньше установленного норматива. Однако администрацией города «меры по увеличению площади озелененных территорий общего пользования не принимаются». 

Согласно Своду правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (2016 г.) площадь озеленённой территории микрорайона (квартала) многоквартирной застройки жилой зоны (без учета участков общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций) должна составлять не менее 25%. В Тюмени этот норматив не соблюдается. В новых микрорайонах, возникших на пустых полях вокруг города, зелени очень мало, крупных деревьев нет, а если зелёные насаждения и появляются, то по инициативе и за счёт средств самих жителей или застройщика. 

В Правила землепользования и застройки администрация города и Тюменская городская Дума регулярно вносят поправки, меняя назначение строительных зон. Эти изменения по факту ведут к сверхуплотнительной застройке, не оставляя свободных мест для новых парков или скверов. В крупных городах наряду с парками городского и районного значения необходимо предусматривать специализированные – детские, зоологические, ботанические. В Тюмени нет ни детского парка, ни ботанического сада. Непонятно, зачем каждую озеленённую территорию превращать в зону активного отдыха, снижая процент озеленения. Под стук прыгающих «скейтеров» и велосипедистов спокойно отдохнуть в тени деревьев практически невозможно. 

Последняя программа «Развитие благоустройства и охраны окружающей среды в городе Тюмени на 2021-2026 годы» уже не ставит перед собой в качестве задач ни повышение уровня городского озеленения, ни уровня благоустройства озелененных территорий. Теперь цель формулируется общо: «Повысить уровень благоустройства территории города Тюмени». Причём единственным показателем результативности Программы в этой части является не количество обновлённых объектов благоустройства и их элементов, ни количество цветочных клумб, газонов, озеленённых территорий, включая скверы и парки, а количество снесённых зелёных насаждений, находящихся в аварийном состоянии. 

Таких деревьев в городе в 2020 году якобы числилось 3 843 единицы, но к 2026 году нужно постараться увеличить этот показатель до 1 797. При этом не указывается, какой организацией и когда были проведены обследования деревьев, позволившие судить об их «аварийности». А в том, что эта задача будет выполнена и даже перевыполнена, сомневаться не приходится, учитывая, с каким напором сносятся и обрезаются сегодня деревья. Было бы дерево, а статья найдётся. 

В Программе не указана необходимость создания новых зелёных зон. Более того, содержатся опасные фразы о том, что «у старовозрастных деревьев эффективность функций выработки кислорода в процессе фотосинтеза, увлажнения воздуха и поглощения из окружающей среды вредных веществ снижается; некоторые зелёные насаждения достигли критического возраста (50–70 лет) и находятся в аварийном состоянии, они создают опасность, затрудняют производство работ…, ухудшают эстетику…, требуют замены; для придания эстетичного вида улицам города необходима ежегодная стрижка живых изгородей и формирование крон деревьев и кустарников». 

Не уверен, что у «старых» деревьев снижается эффективность, а вот у обрезанных продуктивность точно уменьшается – об этом говорят и пишут специалисты. Да и возраст «старости» у деревьев разный, установить его точно может лишь специальное исследование. 

В период с 2015-го по 2017 годы было снесено (на основании порубочного билета либо незаконно) 20 450 деревьев, а посажено 4566 (из них в рамках компенсационного озеленения всего 1417 деревьев). На этом основании природоохранная прокуратура делает вывод: «Проведение мероприятий по озеленению не обеспечивает компенсацию потерянной биомассы растений в результате сноса и гибели деревьев по другим причинам». 

В существующей редакции Генерального плана города Тюмени, утверждённого на период до 2040 года, предусмотрено устройство всего двух парков культуры и отдыха (в планировочных районах «Гилевский» и «Тюменский»), хотя ещё в 2018 году намеревались разместить 12 (!) различных парков. Создание иных озеленённых территорий – садов, скверов и других зелёных зон – вообще не планируется. Думаю, причина в том, что остававшаяся свободной городская земля уже передана застройщикам. 

Мне возразят: а как же парк дружбы между Россией и Республикой Корея в зоне новой застройки у озера Алебашево? Во- первых, там пока нет полноценных деревьев, лишь маленькие саженцы (собственно, парком это место может стать лет через 20); во-вторых, территория благоустроена на средства инвестора и по инициативе почетного консула Республики Корея, а не администрации города. 

В 2021 году в жилом районе «Айвазовский» появился второй «парк», точнее сквер, так как парком считается территория площадью не менее 10 га (для планировочных районов). И снова инициатива озеленения принадлежит не администрации города. 

Парки также появляются за счёт «наступления» города на лесные массивы. В текущем году планируют разработать проектную документацию нового парка «Комарово». Это лес, оказывавшийся в окружении жилой застройки нескольких микрорайонов. Но и его хотят проредить, устроив различные функциональные зоны. 

В муниципальной программе «Развитие благоустройства и охраны окружающей среды в городе Тюмени на 2012 – 2014 годы» предлагалось рассмотреть возможность реализации проекта по созданию парковой зоны на зольниках ТЭЦ-1. Еще раньше, в 2006 году, департаментом имущественных отношений Тюменской области были отведены два участка под дендрологический парк. Однако эти планы до сих пор не воплощены в жизнь. 

Население города увеличивается, но никто не требует обязательного устройства озеленённых территорий перед предоставлением участков под капитальное строительство. Хорошо бы установить правило: собрались построить дорожную развязку или новый жилой комплекс – сначала создайте парк, сквер или сад. 

Уплотнительная застройка сейчас ведётся даже в Центральном округе – вдоль шумной и запылённой ул. Профсоюзной, между ул. Советской и Республики. Состояние окружающей среды из-за дополнительного автотранспорта ещё более здесь ухудшится. Можно ли гордиться показателем квадратных метров, если поблизости нет зелёной зоны, если жильё расположено на загазованной улице, если из окна многоквартирного дома открывается вид на такую же многоэтажку – серую, неприглядную? 

Любимая Тюмень сможет стать зелёной лишь тогда, когда пересмотрят градостроительную политику, а интересы жителей будут ставиться выше интересов застройщиков и подрядчиков. 

НА СНИМКЕ: когда-то городской сад мог гордиться зеленым убранством. 

Артемий СЕРГИЕВ /из архива автора/ 


53937