КАК «ТЕНЬ» РОССИЮ НАКРЫЛА

СУБЪЕКТИВНО  

В прошлом номере читатели познакомились с общей картиной процветания «тени», крупными мазками обрисованной профессором Высшей школы экономики Симоном Карагодским. Но эту картину дополняют конкретные детали, позволяющие «тени» если не увеличиваться в размерах, то, как минимум, долгие годы существовать беззаботно.

Исследователи Российской академии народного хозяйства и государственной службы выделяют несколько основных причин. На перовом месте – традиционное понимание российским бизнесом налога как расхода. Но если мы получим картину: а) полной прозрачности государства, б) осведомленности бизнеса о «налоговых инвестициях», то со временем трансформируется и отношение бизнеса к налогам. 

Сначала надо сказать, что, по оценкам Александра Аузана, декана экономфака МГУ, россияне платят не 13%, а 48% налогов вместе с косвенными – это самая высокая ставка в мире. Вот бизнес всеми силами и пытается вывернуться из-под тяжкого гнёта. Но чиновники предпочитают этого не замечать. Под занавес прошлого года глава Минфина Силуанов пообещал не повышать только основные налоги в ближайшие три года. Так, в 2021 г. доходы казны на 35% превысили план, заложенный в закон о бюджете, но расходы выросли, сравнительно с 2020 г., лишь на 8,5%. А с учетом не реальной, а официальной инфляции в 6,7% – увеличились всего на 1,7%, пишут эксперты НИУ ВШЭ. Но поскольку настоящая инфляция составила как минимум 20%, значит, на самом деле расходы бюджета не выросли, а сократились. Это видно и по доле их в ВВП: в 2020 г. она была 21,3%, а в минувшем 19,1%. Главный удар пришелся на социалку и межбюджетные трансферты: из центра – регионам, а от них, естественно, муниципалитетам. 

Между тем, стоит государству хоть чуть-чуть ослабить фискальную хватку, как проявляется положительный эффект. Ярко это продемонстрировала ситуация с самозанятыми. Как только вместо 13% для них в 2019 г. установили льготную ставку в 4% (с продаж российским и иностранным физлицам) или 6% (с продаж российским и иностранным организациям и ИП) сначала в отдельных регионах, а потом и по стране, за два года из «тени» вышло почти 4 млн человек. 

Впрочем, не только размер налогов играет роль. «Основные «тормоза» – нежелание тратить время на оформление в налоговой, стремление скрыть от государства уровень доходов, для некоторых – невысокий уровень заработка и, соответственно, нежелание платить даже небольшие налоги, временный характер фриланса, дескать, вот найду стабильную работу и брошу…» – перечисляет основатель кадрового агентства ProPersonnel Татьяна Долякова. 

Да и государство действует далеко не системно: в одном случае стимулирует льготами, а в целом? Вот свежайшая ситуация. Госдума 25 января приняла в первом чтении закон сенатора Клишаса и депутата Крашенинникова об очередной реформе местного самоуправления (МСУ). Как ни странно, депутаты голосовали, не зная, что у правительства есть около полусотни замечаний. И некоторые весьма существенные. Здесь нет смысла их перечислять – парадоксальна сама ситуация. И всё-таки самое главное замечание весьма примечательно: как избежать в переходный период с 2023-го и по 2028 годы конкуренции действующего и нового законов? Тем более что новый «потребует принципиально иной механизм перераспределения доходов между региональными и муниципальными бюджетами». А за этим кроется, ни мало ни много, очередная правка Налогового и Бюджетного кодексов, «священных коров» не только федеральной исполнительной власти, но и бизнеса! Нет сомнений, бегство в «тень» только ускорится: ведь изменение финансовых потоков повлечёт и свистопляску налоговых ставок. 

Эта озабоченность видна и в заключении Союза российских городов на проект нового закона о МСУ. Одна из главных претензий – в случае с закрепленным перечнем полномочий, связанных с «каждодневной жизнью людей», обнаруживается «значительный объем правовой неопределенности». К примеру, МСУ «вменено обеспечение доступности медицинской помощи», но всю её давно передали регионам. А если вернуть полномочия МСУ – губернаторы с облегчением снимут с себя ответственность за состояние здравоохранения. 

Невозможно удержаться еще от двух замечаний. Во-первых, оба закона вышли из-под перьев господ Клишаса и Крашенинникова. Как в их головах не сошлись концы с концами – это, видимо, задача не только для юристов, но и психологов. Но самое главное, что уже отметили эксперты, новый закон, скорее всего, по мановению некой верховной палочки, окончательно добьет местное самоуправление в России, включив его в вертикаль государственной власти. Что противоречит даже исправленной Конституции России. Предмет требует отдельного серьезного разговора. А что касается нашей темы, то, к бабке не ходи, «тень» с уничтожением МСУ получит просто могучий стимул расширяться без конца и края. Ведь корни её – перечитайте размышления Карагодского – в поселениях. 

Аналитики РАНХиГС отметили еще одну причину процветания «тени» – краткосрочный характер бизнеса. Людей не берут в штат, так как очень многие компании просто не видят себя через два-три года. Такая модель предполагает достижение кампанией краткосрочного эффекта – положительного денежного потока, а дальше работает принцип «хоть трава не расти». 

Не надо далеко ходить. Два года назад банки стали блокировать счета бизнеса в рамках антиотмывочных мер. В том числе, не объясняя причин. В прошлом году под каток попал каждый седьмой малый бизнес, выяснили исследователи MagramMarketResearch, а годом ранее – и вовсе 20% предпринимателей. Причем, если каждый третий из них признал причиной просрочку в уплате налогов, то каждый пятый указал на ошибку контролирующих органов. 

Еще одна причина «тени» – неуверенность бизнеса в собственной стратегии. С одной стороны, это связано с младенческим возрастом не только нашего бизнеса, но и населения, огромная часть которого все еще в СССР. Год назад на примере Швейцарии тамошние и норвежские исследователи установили, что корни преуспевающих предпринимателей уходят в XVIII век. А для новой России 30 лет – секунды на эволюционной кривой истории. Но представьте на минутку рядом с домом не супермаркет, а уютный «наш» магазин, где вам при нужде всегда дадут продукты в кредит просто потому, что владельцы знают не только вас, как облупленных, но и ваших предков в энном поколении. Повернется у вас язык называть таких предпринимателей «хищниками»? Правда, чтобы они были, нужны века, а в России нормальную линию эволюции сломали в 1917 г. Удастся ли начать заново – большой вопрос. 

Но есть и другая сторона – государство, ежегодно одаривающее бизнес сюрпризами, ломающими вроде бы выверенные стратегии. К примеру, в апреле прошлого года Минцифры внесло в Госдуму поправки к «Закону Яровой» «О связи», расширяющие требования пакета. Напомню, что «пакет Яровой» прежде всего – антитеррористической и отчасти политической направленности, обязывающий операторов связи до года хранить записи телефонных разговоров, СМС и интернет-трафик пользователей. А поправки Минцифры касаются крупных компаний – владельцев технологических сетей связи. По этим сетям обмениваются данными станки, роботы-грузовики и «цифровой двойник» производства. Хранение такой информации, пишет комиссия по связи и IT Российского союза промышленников и предпринимателей, «потребует значительных расходов на перестроение сетей». А для чего – Минцифры умалчивает. Вот вам и стратегия компаний… 

Следующая причина разрастания «тени», отмеченная исследователями РАНХиГС – нежелание самих предпринимателей создавать ИП и входить в разряд самозанятых с официальным оформлением. Размер таких ИП настолько микроскопический – скажем, 200–400 тыс. руб. в год оборота по выручке, – что формальности с регистрацией и отчетностью введут фирму в убыток. 

Алим Бишенов, управляющий партнер адвокатского бюро «Бишенов и Партнеры», член экспертного совета комитета Торгово- промышленной палаты РФ, отмечает целый ряд обстоятельств, которые заставляют делать выбор в пользу неформальной занятости. Это возможность получать более высокие доходы здесь и сейчас, неверие в то, что пенсии компенсируют заработки и полная неудовлетворенность качеством государственных медицинских и образовательных услуг. 

С предыдущим экспертом согласен Андрей Хохрин, генеральный директор «Иволга Капитал»: «В целом теневой сектор существует не потому, что население не готово делить доход с государством, а потому, что делить особо нечего». Уточню: делить нечего каждому «теневику», но в целом, как мы видели, доля «тени» в ВВП весьма увесистая. 

Действительно, государство, что ни день, демонстрирует, что надежды на его помощь весьма призрачны. Взять ту же пенсию, которая вроде бы должна, как упоминает эксперт Бишенов, компенсировать бывшие заработки в старости. Однако, одновременно с ликвидацией МСУ, дан старт другой реформе: сливают два из трех внебюджетных фонда – Пенсионный и Социального страхования. 

– Реформа действительно нужна, – говорит профессор Евгений Гонтмахер, один из ведущих специалистов в области социальной политики. – Несколько лет назад мы с коллегами предложили объединить все три фонда и перевести их на единый тариф. Сейчас работодатель платит 22% в пенсионный, 5,1% – в медстрахования и 2,9% – в Фонд соцстрахования. А если суммировать эти взносы в условные 30%, то у застрахованного человека была бы возможность в рамках общего взноса выстроить свою структуру. Кого-то больше интересует медстрахование – он на эти цели мог бы больше вносить, а на другие – меньше. И так далее. 

К тому же, сейчас деньги трех фондов – собственность государства. Но ведь страховые платежи не бюджетные. Значит, говорит эксперт, они должны быть общественной собственностью и управляться на трёхсторонней основе: представителями работников, работодателей и государства. А, кроме того, реформа заставит работодателя больше платить в будущий Социальный фонд. 

Гонтмахер отметил и такой факт: вводятся взносы работающих по гражданско- правовым договорам. Все дополнительные издержки могут оказаться неподъёмными и подтолкнут часть занятых к уходу в другие формы бизнеса и в том числе – в «тень». Что в любом случае не принесет Социальному фонду дополнительные доходы, на которые рассчитывают реформаторы, заключил Гонтмахер. 

А пока подавляющая часть из 4 млн самозанятых, покинувших «тень», словно почуяв очередную да еще странную реформу, отказались перечислять взносы в Пенсионный фонд. Видимо, решили и здесь рассчитывать только на себя. 

Аналитики РАНХиГС выделили еще несколько причин долголетия «тени». Однако и под влиянием перечисленных в голову закрадывается крамольная мысль: может, власть действует столь неуклюже потому, что и ей в какой то мере выгодна «тень»?

Игорь ОГНЕВ 

 


53489