ОТ «КОНВЕЙЕРНОГО» ЗДРАВООХРАНЕНИЯ К МЕДИЦИНЕ БУДУЩЕГО

ЗОЖ

Как правило, современная медицина не ориентирована на индивидуальные особенности своих клиентов. Или, в самом лучшем случае, рассчитана в минимальной степени. Она похожа на конвейерный механизм. Обычно врачи прописывают стандартный набор препаратов, рассчитанный на такой же стандартный комплекс симптомов. В большинстве случаев такие усреднённые схемы худо-бедно действуют и симптомы снимают. Но иногда – нет. Тогда эскулапы разводят руками и говорят, что медицина не всесильна. А на самом деле это был всего лишь нетривиальный случай, который требовал нетривиального же, индивидуального подхода. Который массовой медициной, как уже говорилось, не предусмотрен.

Дозировки новых лекарств во время их клинических испытаний, проводящихся на больших группах пациентов, тоже выводятся по принципу «средней температуры по больнице», в то время как любые химические соединения, попадающие в организм, действуют на каждого человека очень индивидуально. И стандартная доза препарата для одного больного будет передозировкой и стрессом для организма, со всеми вытекающими неприятными для здоровья побочными эффектами, а организм другого её даже не заметит. 

Так можно ли ждать от такого здравоохранения здоровья? И тем более долголетия? Ведь массовая медицина, называя вещи своими именами, по умолчанию списывает человека, по достижении им определённого возраста, «в утиль». Сам за себя говорит тот факт, что результаты медицинских анализов рассматриваются через призму возрастной категории пациента, и, стало быть, здравоохранение умывает руки и по умолчанию смиряется с постепенным «выходом из строя» и угасанием человека. По принципу: «Все мы смертны, а бабы новых нарожают». 

Между тем, существует иной подход к здравоохранению – персонализированная медицина, осуществляющая профилактику и диагностику с учётом индивидуальных особенностей каждого пациента, и так называемая предиктивная, взявшая за основу старый, но оттого не менее актуальный принцип – «болезнь легче предупредить, чем лечить». Но чтобы предупредить, как минимум нужно иметь представление, о чём же именно следует превентивно позаботиться, какая часть нашего тела и какой орган в этом нуждаются в первую очередь. Самым эффективным средством для этого являются так называемые биомаркеры. 

Несмотря на своё пугающе наукообразное название, биомаркеры – это, в большинстве случаев, всего лишь обычные медицинские анализы, многие из которых нам хорошо известны (как, например, анализы крови или соотношение роста и веса), которые по множеству различных показателей считывают текущее состояние организма человека. Нюанс в том, что их необходимо проходить регулярно, чтобы можно было наблюдать процессы, происходящие в человеческом организме в динамике, и делать соответствующие выводы. 

Это как карта местности для путешественника-исследователя. И чем она подробнее и понятнее, тем лучше, потому что, опираясь на данные биомаркеров, можно искать пути, ведущие к желанной цели, в данном случае – к изменению в положительную сторону тех или иных показателей. Ведь даже если терапевт выносит вердикт «здоров» и делает ручкой, это отнюдь не значит, что можно с облегчением расслабиться и отправляться на диван кушать гамбургеры, запивая пивом. В природе нет ничего неизменного, а в особенности это касается человеческого организма, где идут непрерывные процессы, которые если не сегодня, то завтра могут привести к изменениям и сдвигам не в лучшую сторону (а где вы видели, чтобы спонтанные процессы что-либо изменяли к лучшему? Закон неубывания энтропии не даст). И биомаркеры – на данный момент единственный способ отслеживать эти изменения в динамике. Они подскажут, начинать ли уже «бегать от инфаркта» и пора ли сокращать количество сладкого в рационе, ибо на носу сахарный диабет. А может быть, просто меньше кушать и срочно бросать курить, если вы этого до сих пор ещё не сделали. 

Народная мудрость гласит: где тонко – там и рвётся. И лучше выявить истончившиеся места в своём организме, чтобы «залатать» их, пока незримые и неощутимые сегодня проблемы завтра не переросли в заболевания, с которыми очень сложно будет справиться, потому что как лечит их официальная медицина – смотри выше. 

Кстати, диабет упомянут не случайно. Это одно из самых коварных заболеваний, которое развивается очень медленно и исподволь, а когда начинает себя проявлять – часто бывает уже слишком поздно что-либо предпринимать, и выход остаётся один – садиться на инъекции инсулина. То же самое можно сказать и о раке, только там исход ещё более плачевный – химиотерапия с не вполне гарантированным результатом. 

У современной медицины есть ещё один крупный недостаток – врачи обычно являются специалистами довольно узкого профиля. Гастроэнтеролог, как правило, плохо разбирается в кардиологии, а невропатолог далёк от урологии. Причём такое положение вещей закреплено на законодательном уровне, врачи вправе давать оценки состоянию здоровья только в своей области. Лишь терапевты – «многостаночники», однако их роль сейчас часто сводится к тому, чтобы отправить пациента к профильному врачу. 

Но состояние организма – это сложная и многогранная картина, где один орган тесно и неразрывно связан мириадами незримых «нитей». Невозможно восстановить повреждённый баланс и здоровье, обращая усилия на что-то одно. Таким путём можно лишь добиться его видимости, и то на время. Комплексный подход, основанный на оценке множества связанных между собой биомаркеров, вот что может дать полную картину. 

Биомаркеров существует множество, счёт идёт на сотни. Но медицинские клиники, если и используют их, как правило, не делают это комплексно. Хотя массовое внедрение этого метода позволило бы изменить всю систему здравоохранения до неузнаваемости. Настала бы, без преувеличения, новая эпоха – персонализированной медицины. И она, без сомнения, рано или поздно начнётся. 

Но до этой эпохи ещё, к сожалению, далеко, спасение утопающих продолжает оставаться делом самих утопающих, и каждый из нас может позаботиться о своём здоровье и долголетии своими силами. Существует ряд биомаркеров, которые связаны с процессами в организме, определяющими качество и продолжительность жизни, так называемые биомаркеры старения. По ним можно с достаточной степенью точности определить биологический возраст человека, который далеко не всегда совпадает с календарным, а стало быть, узнать, который час показывают сейчас стрелки на циферблате человеческой жизни и сколько им осталось до «полуночи», когда карета превращается в тыкву, а организм – в безжизненное тело. А самое главное – как эту «полночь» перенести на более поздний срок (с тем, чтобы впоследствии, возможно, вообще отменить за ненадобностью). 

Существует ряд комплексных тестов на определение биологического возраста человека. Самый точный среди них – эпигенетические часы Хорварта, которые определяют степень старения организма по регистрации специфических возрастных изменений в ДНК. Единственным, но существенным недостатком этого метода является его баснословная стоимость. Правда, имеются и альтернативные пути. В частности, российские геронтологи Александр Федин и Алексей Москалёв создали несложную и недорогую методику измерения биологического возраста, при этом лишь немногим уступающую часам Хорварта, на основе исследования ряда параметров сердечно- сосудистой системы, которую можно применять на базе любой районной поликлиники. Это тем более актуально, что сердечные заболевания являются «чемпионами» среди причин смертности в России, да и во всём мире. 

Но, к сожалению, такой комплекс анализов в обозримом будущем вряд ли можно будет сдать по полису обязательного медицинского страхования. Поэтому людям, желающим иметь данные о состоянии своего организма и контролировать его, следует позаботиться об их сборе самостоятельно. И тогда у нас будет намного больше шансов дожить до тех времён (по мнению учёных и футурологов, они уже не за горами), когда, как выразился один биохакер, «стареть станет неприлично». 

Роман БЕЛОУСОВ /фото из открытых источников/


50761