СТРОЙКА ГОДА

Такого крупного объекта в транспортном комплексе областная столица еще не видывала. Имеем в виду развязку на перекрестке улиц Дружбы и Мельникайте. Восемь опор по основному ходу, столько же по двум съездам. По обеим сторонам улицы белеют павильоны надземного пешеходного перехода. В них – подъемники. Лифт просторный. На табло – время и дата. Широкое зеркало. Милый голос объявляет: «Второй этаж. Двери открываются... Двери закрываются».

На втором этаже между павильонами разлеглась дорожка, называемая в проектах техническим тротуаром. Тут вполне могут продвигаться легковушки. А уж на велосипедах – запросто. И все для пешеходов. 

Это на первом этапе строительства. Будут второй и третий. Вот уже готовы две опоры для съезда, который начинается от улицы Ветеранов труда и продолжится до объездной дороги. Это – третий ярус. Такой высоты в мостостроении Тюмени еще не достигали. 

Полное завершение работ запланировано на декабрь следующего года. Весь цикл – это два путепровода, восемь съездов, пешеходный переход и велодорожки. Сомнений нет: все закончится досрочно. Помнится, транспортную развязку по Московскому тракту «мостостроевцы» соорудили за 6 месяцев. Тут, на «Дружбе», уложились в десять. А ведь на подобный объект в ранешние, скажем так, времена уходило много лет. Но немало времени ушло и на перенос инженерных коммуникаций. Линию электропередачи переустроили.

Однако вернемся к первому этапу. Здесь в разную пору трудились до 400 монтажников, бетонщиков, машинистов холдинга, привлекалось 100 единиц техники. На церемонии открытия транспортной развязки присутствуют губернатор А. Моор, глава города Р. Кухарук, председатель Тюменской городской Думы Е. Заболотный и, естественно, виновник торжества, генеральный директор АО «Мостострой-11» Н. Руссу. Перед тем, как дать отмашку движению машин, губернатор сказал: 

– На сегодня объект – верх свершений строительной, инженерной, архитектурной мысли. Главное: обеспечивается удобство и безопасность земляков. 

Генеральный директор добавил: 

– Месяц тому назад мы сдали в эксплуатацию большой объект на Ямале. А теперь вот мостовой переход в Тюмени. И сделали ведь не только развязку, но и дорогу от совмещенного моста. Здесь наблюдались постоянные пробки. А сейчас посмотрите: это же европейский уровень. 

Аудитория немедленно отозвалась: 

– Теперь в Европе станут равняться на тюменский уровень. 

Событие происходило в День работников дорожного хозяйства. Своим профессиональным праздником мостовики считают День строителя. Но с недавних пор АО «Мостострой-11» обзавелось собственным ДСУ. Тут, на торжестве, встретились с начальниками участка Николаем Протасевичем и Тиграном Акоподжаняном. Глава города Руслан Кухарук каждому вручил диплом. Ясный перец, за высокие трудовые достижения. Потому и припомнили горячие деньки дорожного сезона. Для прораба Давида Сарашвили нашлись теплые слова. 

Конечно, без чистых, выразимся так, дорожников мостовики не обходятся. За день до сдачи объекта, я тут побывал. Наводился марафет, в буквальном смысле слова накладывались последние штрихи: горизонтальная разметка белой краской по черному асфальту – «зебра» – и прочие линии. Старались ребята из ДРСУ-2 от АО «ТОДЭП». Пошел мелкий дождь. «Художники» от трассы сушили поверхность полотна пламенем газовой горелки – что ж, стандартом допускается. 

Дорожники с мостостроителями работают над проектами в крепкой связке. И скоро товарищи из АО «ТОДЭП» во главе с Юрием Николаевичем Зинчуком отметят торжество по поводу реконструкции 100 километров федеральных автомагистралей. Нас, скорее всего, пригласят, а уж мы поведаем читателям. 

В массе множества людей, составляющих церемонию, мелькают труженики с жилетами с надписью «Протон». Знакомимся с руководителем фирмы: Иван Викторович Нечаев. 

– Мы в качестве субподрядчика оборудовали этот самый павильон надземного пешеходного перехода, – рассказывает директор, – сделали освещение, вентиляцию, отопление, ливневую канализацию. Смонтировали информационное табло. А в плане транспортной безопасности установили видеокамеры: скоростной режим, состояние дорожного полотна, исправность подвижных единиц. 

– Давно работаете в контакте с Руссу? – спрашиваю. 

– Пять лет. И ни разу не пожалел. 

– Вот только что Николай Александрович рассказывал собравшимся, что все дорожает не по дням, а по часам: металл, минвата, цемент... А посему не вылезает из-под банковского кредита. Чего уж, стройку приходится начинать за свой счет – пока-то откроется финансирование. 

Нечаев вздыхает: 

– Мы действуем точно по такой же схеме. У меня в коллективе 100 человек, нельзя же подводить людей. Но я точно знаю: Руссу рассчитается со мной в любом случае. Руссу, соответственно, уверен в финансовой надежности города, области. 

Мы уже останавливались на принципе Николая Руссу: для нормальной работы все должно быть свое. Дорожной организацией обзавелись. Проектировщики ныне тоже собственные. Многое зависит от поставки пролётных строений. Раньше этим занимались заводы «Курганстальмаш» и «Тюменьстальмаш». Теперь холдинг на базе Мостортряда-36 наладил производство металлических конструкций и железбетонных изделий. Рядом примостилось российско-германское предприятие «Майер». Он, «Майер», внес неоценимый вклад в становление транспортной развязки на «Дружбе». 

И не только здесь. На Крымском мосту матчасть земляков очень даже пригодилась. Ну и земляки славно потрудились в Керчи да в Тамани. И президент В. Путин лично вручил орден товарищу Руссу. 

В «Мостострое-11» много чего немецкого: буровые установки «Bauer», краны «Liebherr» (правда, считаются швейцарскими), самосвалы «MAN»... «Генерала» Руссу спросил, мол, а как же экономические санкции Евросоюза? 

– А вот ты сам поговори с немцами. 

И в этот момент в кабинет вваливается солидная делегация из ФРГ. С их начальником пытаюсь общаться на дойч. Плохо получается – несовершенная школьная программа. И тут выдвигается чистокровный немец с совершенным владением русского языка – похоже, уже давно ездит в Тюмень. 

– Экономические санкции? – переспрашивает новый знакомый. – А вот все, что заказывает герр Руссу, все и доставляем. 

Полагаю, для немцев бизнес – юбер аллес, то есть: превыше всего, политика – нафиг. 

...Я, автор этих строк, пришел на фронт работ, как уже сказано выше, за день до церемонии сдачи объекта. Надо было подыскать ракурс для фотосъемки. Чуть оступился – и шагнул на откос. Его только что разровняли граблями. Земля уже покрылась желто- оранжевыми листьями. И вот нарушил идиллию. Парень машет кулаком с технического тротуара, со второго яруса. Спустился и объяснил журналисту: 

– Руссу заметит непорядок – и тут всем нам перепадет: мама, не горюй. Руссу любит красоту. 

Кстати, Росавтодор проводил всероссийский конкурс на самый красивый в Отечестве мост. Второе место занял мост через Иртыш в Ханты- Мансийске – его еще называют «Красный дракон». «Бронза» за мостом через Обь под Сургутом. Кто отхватил «золото», мало кто знает. Дальнобойщики отдают первенство «Красному дракону». Оба «призовых» моста поставил коллектив «Мостостроя-11». 

О парне, который грозил мне кулаком. Мастер Александр Мозгалевский. Окончил Омский автодорожный техникум. Заканчивает СибАДИ, ныне университет, кажется, его уже назначили прорабом. В «Мостострое-11» многие большие начальники начинали с поста рабочего. Сегодняшний начальник стройки развязки «на Дружбе» Сергей Лавриненко был бетонщиком 3-го разряда. Растут люди. 

А с Мозгалевским мы, оказывается, уже встречались: на строительстве моста через Иртыш в Павлодаре (Казахстан). Тогда «Мостострой-11» возвел самый крупный в Центральной Азии мост. Там внедрили в жизнь массу ноу- хау техники и технологий. Объект требует отдельного рассказа. Как- нибудь в следующий раз. 

Так как сегодня не только День дорожника, но и День отца, то со вторым праздником спешу поздравить Фархата Хасанова. Знаком с ним с давних пор. Пройдя ипостаси мастера, прораба, начальника участка, строил путепроводы в Москве, затем стал заместителем директора Мосто- отряд-36. Именно Фархат курирует строительство транспортной развязки на пресечении улиц Дружбы и Мельникайте. Помню его холостым. Потом женился. Сын у него родился. 

– Как поживает Тимур Фархатович? – интересуюсь. – Поди-ка, два годика стукнуло. 

– Два... Пять уже отметили, плаванием парень занимается. У меня уже и дочь родилась, Лейсан – на днях годик исполнится. 

По случаю вспомнили общих друзей и товарищей. На строительстве путепровода на улице Мельникайте Женя Топехин служил начальником участка. Не вижу давненько. 

– Евгений Александрович находится в Череповце. Возводит серьезный мост через реку Шексна. Мост вантовый с пилоном. Топехин – руководитель проекта. Сейчас мы строим мост через Волгу – на скоростной трассе Москва – Казань. В Красноярске пашем – там будет мост через Енисей. 

На сегодня у коллектива АО «Мостострой-11» в работе 48 объектов, разбросанных по многим городам и весям Российской Федерации. Спрос велик. Потому что тюменцы строят быстро и качественно. 

...Измаил Раенбаков командовал теплоходом оленеводческого совхоза в Яр-Сале. Навигация на Ямале короткая. От нечего делать полярной ночью купил стенд, электроды, темные очки – и стал осваивать сварочное дело. По случаю показался аттестационной комиссии в Сургуте. Присвоили 5-й разряд. Совершенно случайно попал в штат мостостроевцев – сторожем, случайно же стал мастером огненного шва. И в самом деле – Мастер! Награжден почетной грамотой губернатора. 

Торжества у съезда продолжаются. А к руке Измаила – Миша зовут его товарищи – прикипел держак с бело-голубым огнем. Работы невпроворот. Ни на шаг не отстает от мастера собака. Если судить по хвосту – дворняга, но папа, похоже, породистый: морда и окрас от немецкой овчарки. Собаку переехала машина: водила, похоже, был пьян или обкурен. Бампер вдребезги – даже не остановился. 

Не думали, что псина выживет. Измаил выходил бесхозную собаку: молоко с ложечки, с ложечки же мясной фарш. Теперь Бурка чуть прихрамывает. Но скоро пройдет. 

– Странное имя – Бурка, – любопытствую. – Почему? 

– Тут же бригада буровиков – делаем скважины под буронабивные сваи – уже немного осталось дотянуть трассу сначала до улицы Тимофея Чаркова, затем до улицы Щербакова. Все – мужики, а она, значит, Бурка. 

Тем временем парни присматривают жилье для Бурки на другом месте. Фронт работ перемещается на территорию здания будущего корпуса Тюменского государственного университета. Похоже, нынче это будет 49-й объект «Мостостроя-11». 

...В завершении всего обратился к «генералу» Николаю Руссу, мол, как короче, в двух словах изобразить летопись? 

– В двух словах? Город развивается. 

Что есть, то есть. 

НА СНИМКАХ: на церемонии открытия: генеральный директор АО «Мостострой-11» Николай Руссу, губернатор Александр Моор, председатель городской Думы Евгений Заболотный; движение открыто.

Юрий МАШИНОВ /фото автора/