ЭКСПЕДИЦИЯ 

В Лабытнанги вернулась научная экспедиция, которая обследовала железнодорожную линию «Обская–Бованенково». Учёные проводили мониторинг уникальной популяции кречетов. 

Исследователи обнаружили три жилых гнезда, на которых установили фотокамеры. Благодаря помощи НП «Российский центр освоения Арктики» каждое из гнёзд кроме того снабдили автоматической видеокамерой. Это поможет максимально детализировать получаемую информацию. Ещё на трёх мостах зарегистрированы неудачные попытки гнездования – в каждом из гнёзд обнаружили по одному не насиженному яйцу кречетов. Очевидно, это произошло в связи со снижением численности основного корма – белой куропатки. В целом ученые встретили 21 взрослую птицу. 

Экспедиция организована ООО «Газпромтранс» при поддержке губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова и департамента внешних связей округа. В ее состав вошли сотрудники Арктического научно-исследовательского стационара ИЭРиЖУрО РАН Александр Соколов и Иван Фуфачев. Исследование поддержали грантом РФФИ-Арктика «Трансформация наземных экосистем полуострова Ямал под влиянием природных условий и антропогенных воздействий». Со стороны ООО «Газпромтранс» выездом руководил ведущий инженер отдела пути Валерий Рудковский. 

Кречет – самый крупный в мире вид соколов. Он включён в Красные книги Международного союза охраны природы, России и Ямала. В последней этот вид отнесён к первой категории как находящийся под угрозой исчезновения. Уникальность кречетов в том, что это одна из немногих птиц, которые не улетают из Арктики на зиму. Откладывать яйца они начинают в апреле, когда на севере ещё стоят морозы. Кроме того, как и все другие виды соколов, кречеты не строят гнезда сами, а занимают постройки других видов птиц (ворона, мохноногого канюка, беркута, орлана-белохвоста и некоторых других). 

«Науке известно всего несколько случаев, когда кречеты гнездовались на объектах техногенного происхождения. Первая такая находка относится к 1956 году: несколько лет соколы занимали гнездо воронов на заброшенной конструкции, построенной над шахтой золотоискателей на Аляске. Позднее стали появляться сообщения о единичных находках гнёзд и на других техногенных объектах – на конструкциях нефтепровода, триангуляционных вышках, навигационных знаках на побережье арктических морей. Однако это всегда были либо брошенные объекты, либо те, которые не посещались людьми», – рассказал руководитель экспедиции Александр Соколов. 

Впервые кладку кречета на действующем железнодорожном мосту обнаружили в мае 2014 года. С 2016 года экспедиции по мониторингу уникальной популяции кречетов стали регулярными. ООО «Газпромтранс» на безвозмездной основе предоставляет группе учёных специальный вагон со всеми удобствами, который останавливается на каждом из 44-х мостов в северной части трассы. 

Результаты нескольких лет наблюдений подтверждают стабильное состояние уникальной популяции кречетов, которые гнездятся на мостах железной дороги «Обская – Карская». Учёные утвердились во мнении, что грамотная деятельность сотрудников ООО «Газпромтранс» по обслуживанию мостовых переходов не является значимым беспокойством для кречетов. 

Пресс-служба губернатора ЯНАО