КАК ФЕНИКС ИЗ ПЕПЛА

ВЕЛИКИЕ ИМЕНА 

«Имя Сумарокова было в своё время так же велико, как имя Ломоносова». 

Николай Карамзин 

Имена великих наших соотечественников и их творения исчезают на неопределенное время, но вдруг, по непонятной причине, возрождаются как «Феникс из пепла» и становятся достоянием не одного поколения людей. Такова судьба первого профессионального литератора России Александра Петровича Сумарокова (1717–1777). 

Саша родился в знатной небогатой семье, его отец был сподвижником, приближенным Петра Великого. Александр (не без влияния домашних учителей) получил хорошее начальное образование, затем закончил самое престижное учебное заведение времен Анны Иоанновны – Сухопутный шляхетский корпус. Модель обучения в корпусе позже была заимствована при организации Царскосельского лицея, который считается лучшим в мире образовательным заведением. Будущий поэт, лингвист, прозаик, публицист, критик, драматург, педагог, издатель, журналист, отец русского театра, Сумароков высоко отзывался о своих наставниках, давших ему знания и умения красно говорить и писать стихи. 

Александр Петрович начал свою карьеру адъютантом крупного военачальника вице-канцлера графа М. Головкина, потом стал помощником всесильного фаворита царицы Елизаветы Петровны Алексея Разумовского, через три года двадцатилетний юноша имел чин генерал- адъютанта. Обладая энциклопедическими познаниями в различных областях, мог совершить головокружительную военную карьеру, но предпочел изящную словесность и театр, посвятив им свою жизнь, испытывая невзгоды, мытарства, недоброжелательность собратьев по перу и искусству. 

Подобно ведущим авторам того времени Ломоносову и Тредиаковскому молодой литератор посвятил несколько од императрице Анне Иоанновне, но понял, что уступает в этом жанре. Ему лучше удавались эпиграммы, песни, басни, сатира, трагедии и комедии, где Сумароков при его чувстве юмора, язвительности, языковой точности не имел себе равных. Поэт не без преувеличения писал: «Автор в России не только по театру, но и по всей поэзии я один». Звучит как-то нескромно, но в споре со своими старшими выдающимися сочинителями в отдельных жанрах литературы Сумароков превосходил их. В ученом трактате «Эпистола о стихотворстве» Сумароков говорит о необходимости создания русского литературного языка, которым должны пользоваться будущие поколения, посвятив свой талант служению литературе, а значит, России. Этот научный трактат стал своеобразным манифестом русского классицизма – основы для писателей и поэтов, вступающих на литературную стезю. 

Александр Петрович является родоначальником русского театра и национальной драматургии. В отличие от других театров мира, вобравших сюжеты из античных и библейских мотивов, он обращается к русской истории. Первое драматургическое произведение трагедия «Хорев» (1747) было построено на истории былинных времен князя Кия и имело большой успех у публики. Зрители увидели экзотические интерьеры Древней Руси, на их фоне разворачивалась любовная история, связанная с конфликтом долга и чувства, она была пронизана живыми диалогами, динамическими сценами. 

Великий Вольтер давал высокую оценку сумароковским трагедиям. Немецкий литературный критик И. Готшед писал: «Мы должны поставить этого русского поэта в пример нашим вечным перелагателям иностранных творений, а русский нашел таковых героев в своей истории». Поэт в полемике с литераторами о развитии русской литературы подчеркивал, что нельзя насаждать культ европейской культуры, культ древности, нужно отражать события современной действительности. 

Сумароков стал редактором первого в России литературного журнала «Трудолюбивая пчела», печатал в нем произведения талантливых людей, переводы сочинений античных и современных европейских авторов – Лукиана, Горация, Свифта, Вольтера. Будучи во главе придворного театра, создал несколько сатирических комедий – «Лихоимец», «Ядовитый», «Опекун». После отставки переехал в Москву, на основе многочисленных исторических источников написал трагедию «Дмитрий Самозванец». Собранный огромный материал использовал для написания книги о восстании Степана Разина, стрелецких бунтах в Москве. В эти же годы выпустил несколько поэтических книг и сборник басен. 

В последние десятилетия фортуна изменила поэту, его слава стала угасать. Из- за нетерпимости к несправедливости, язвительного характера он даже поссорился с Ломоносовым, не говоря уже о многочисленных чиновниках, кои «вытурили» Сумарокова со всех постов, обрекая великого радетеля русской культуры на бесправие и нищету. 

Почти во все времена умные люди в России терпели лишения, несправедливость, неуважение к своему таланту. Не случайно и сегодня актуально его двустишье: 

«Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог. 

Конечно, голова 

В почтении меньше ног». 

В конце своего творческого пути он написал полные отчаяния строки о неизменной нужде: 

«Но если я Парнас российский украшаю 

И тщетно в жалобе к Фортуне возглшаю, 

Не лучше ль, коль себя всегда в мученье зреть, 

Скорее умереть? 

Слаба отрада мне, что слава не увянет, 

Которой никогда тень чувствовать не станет. 

Какая нужда мне в уме, 

Коль только сухари таскаю я в суме? 

На что писателя отличного мне честь, 

Коль нечего ни пить, ни есть?» 

Упокоился Александр Петрович Сумароков в Донском монастыре, похороны оплатили друзья и почитатели его таланта. Через несколько лет после смерти его друг Н. Новиков выпустил десятитомное собрание сочинений Сумарокова. И для людей, имеющих отношение к литературе, стали очевидны вклад, который он внес в нее, и место, которое писатель занимает в великой русской культуре. 

Станислав ЛОМАКИН 

 


35279