У МЕНЯ ПЕРЕГОРЕЛА ЛАМПОЧКА 

ТЕБЕ, ПОТРЕБИТЕЛЬ! 

– Два месяца назад приобрел лампочку за 120 рублей, которая вскоре перегорела. Гарантийный срок не истек, и я обратился в магазин с просьбой о замене. Однако при обмене обратил внимание, что цена лампочки на сегодняшний день составляет 85 рублей. Потребовал вернуть разницу в цене, но продавец мне в этом отказал… 

– При замене товара ненадлежащего качества на товар той же марки (модели или артикула) перерасчет цены не производится. Лишь в том случае, если потребитель предъявляет требование о возврате стоимости некачественного товара, он вправе рассчитывать на возмещение разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой на момент удовлетворения такого требования. В данном случае прав продавец. 

– Как обезопасить себя при покупках через Интернет? 

– Работа интернет-магазинов регламентируется Законом РФ от 07.02.1992 года № 2300–1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и Правилами продажи товаров дистанционным способом. Что касается договора розничной купли-продажи, то он может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радио и т. д.). 

Договор считается заключенным с момента выдачи покупателю кассового или товарного чека или с момента получения продавцом сообщения о намерении приобрести товар. Поэтому, прежде чем сделать какой-либо заказ, необходимо уточнить у продавца всю интересующую вас информацию об основных потребительских свойствах товара, о производителе (полном фирменном его наименовании) и месте изготовления товара, о цене товара и условиях его приобретения, сроке годности (службы), о порядке оплаты и возврата в случае обнаружения в нем недостатка. 

На сайте продавца в графе «контакты» или «о компании» должны быть указаны полные сведения о нем, включая наименование и фактический адрес предприятия. Если же вам отказываются предоставить вышеназванную информацию, то от покупки у такого продавца лучше воздержаться. 

Чтобы не ошибиться с выбором интернет-магазина, лучше всего приобретать товар в проверенных крупных компаниях. Продавцов фирм-однодневок, существующих в виртуальном пространстве, разыскать, чтобы предъявить претензии, как показывает практика, невозможно. 

Обращаем ваше внимание, что сейчас в виртуальной сети действуют так называемые «агрегаторы» (посредники), аккумулирующие через свои площадки в Интернете заказы потребителей (в некоторых случаях деньги за эти заказы) на товары и услуги. Однако квалифицировать их как продавцов нельзя, поскольку они не заключают сделки с покупателями. И, значит, не несут ответственности перед гражданами за свои действия в рамках специальных способов защиты прав потребителей, так как находятся вне правового поля законодательства Российской Федерации. 

– Можно ли заключить договор о проведении капитального ремонта с физическим лицом, если мы формируем фонд на специальном счете? 

– В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по капремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на их безопасность, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. 

– Оплачивают ли взносы на капитальный ремонт проживающие в служебных помещениях или по договору социального найма? 

– Частью 1 статьи 169 ЖК РФ установлено, что «собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества. Если помещение служебное или вы проживаете по договору социального найма, собственником которого является государство или муниципалитет, то оплачивать взносы на капитальный ремонт будут они. 

– При заключении кредитного договора с банком обратила внимание на то, что споры по иску банка к заемщику рассматриваются судом по месту нахождения банка. Является ли данное условие кредитного договора правомерным? 

– Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по месту нахождения организации, месту жительства или пребывания истца. При этом выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу. 

Кроме того, согласно письму Роспотребнадзора от 25.09.2007 № 0100/9706‑07‑32 «О контроле и надзоре в сфере потребительского кредитования (дополнение к письму от 12.07.2007 № 0100/7062–07–32)», включение в кредитный договор условия о договорной подсудности является незаконным, поскольку лишает потребителя права выбора способа судебной защиты по территориальном признаку, в том числе по месту его пребывания, а соответственно, составляет объективную сторону административно правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. 

Таким образом, включение в договор кредитования условия о рассмотрении споров меду кредитной организацией и заемщиком по месту нахождения банка является неправомерным. 

– В договоре бытового подряда на строительство жилого дома предусмотрено, что за нарушение сроков выполнения работ исполнитель выплачивает мне неустойку – 0,1% от сметной стоимости работ за каждый день нарушения согласованных сроков начала и окончания работ. Вправе ли я потребовать неустойку в большем размере, если исполнитель своевременно не приступил к работе? 

– По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий п р е д п р и н има тельскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика. Последний, в свою очередь, обязуется принять и оплатить работу. К отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным ГК РФ, применяются Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» и иные правовые акты. 

В соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в соглашении могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы. Если иное не установлено законом или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. 

Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда, то право заказчика (п. 2 ст. 715 ГК РФ) отказаться от исполнения договора и требовать возмещение убытков. Неустойка за нарушение сроков не предусмотрена. 

В вашем случае в договоре подряда содержится условие о праве требования заказчиком неустойки за каждый день просрочки в размере 0,1% от общей сметной стоимости работ, если подрядчик нарушает согласованные сроки начала и окончания. Промежуточных сроков в договоре не установлено. 

Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 28 Закона № 2300–1, в случае нарушения установленных сроков выполнения работы исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены выполнения работы. А если эта цена договором не определена, то от общей цены заказа. Соглашением между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер пени. 

Пунктом 1 ст. 16 Закона определено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. 

Таким образом, в заключенном вами договоре бытового подряда на строительство жилого дома содержится условие, которое понижает размер ответственности подрядчика, то есть ущемляет ваши права, установленные Законом. Так что требуйте неустойку. 

– В магазине бытовой техники решила купить микроволновую печь. Однако продемонстрировать работу приобретаемого мной товара в магазине отказались. 

– Согласно п. 2 ст. 495 Гражданского кодекса РФ, покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть покупку, потребовать проведения в его присутствии проверки технических свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера вещи и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. 

Во всех других случаях покупатель должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров. Они должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии. Бытовые предметы, не требующие специального оборудования для подключения, показываются в действующем состоянии. 

Таким образом, отказ магазина в просьбе продемонстрировать работу приобретаемой вами микроволновой печи является неправомерным. 

Подготовила Ольга РАДУТНАЯ 

Евгений КРАН /рис./ 

Р. S. Редакция «ТП» благодарит за помощь в подготовке материала Гюзель Фёдорову, специалиста отдела по защите прав потребителей департамента потребительского рынка администрации г. Тюмени.


32420